четверг, 30 апреля 2015 г.

К 70-летию Победы. Стихи свердловских поэтов. А. М. Пляхин

Алексей Михайлович родился в 1918 году в деревне Кабаково Лебяжьевского района Курганской области, в бедной крестьянской семье.
Учился в Чашинском молочном техникуме, но закончить помешала война. На фронте был командиром танка, затем водителем самоходного орудия. 

После войны работал учителем, художественным руководителем Дома культуры, заместителем начальника областного агенства Союзпечати. 
В 1959 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького. 
Первые стихи напечатал в 1946 году.
Автор нескольких книг стихов, среди них - "На тополином берегу" (1973), "Перелесковый простор" (1982).

Награжден орденом Славы III степени, двумя орденами Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу», медалями «За взятие Берлина», «Маршала Жукова».
В 1979 года принят в Союз писателей СССР.
Умер в 2006 году.











ОПЯТЬ НЕ СПИТСЯ

Бой прогремел. Но хмуро на душе.
Заходит сердце горечью знакомой.
Опять не спится. Душно в блиндаже.
И мышь возню заводит под соломой.

Уснуть нельзя. Покоя не даёт
Раздумий рой. Идет четвертый год!
Четвертый год несут нас эти ноги
Тропой, болотом, снегом, лесом, вброд,
Сквозь непогоди злые и тревоги.

На фронт мы нашу юность принесли,
Но стали в двадцать пять немолодыми.
И счастье, что до этих дней смогли
Натрыжно докарабкаться живыми.

И быть ещё - надолго ли! - в живых,
Тоскующих по радости и ласке...
Но не вместить в убогий этот стих
Живое море горечей солдатских.

И хватит! Глупо это ворошить.
А друг мой спит.
Счастливых снов, союзник!
А мышь снопом соломенным шуршит
Да по небу стрекочет «кукурузник».

1944г.

Знаете ли Вы русский язык?

Очень часто в разговоре встречаются ошибки в предложных сочетаниях. Нередко можно услышать: "скучаю по вам", "по приезду домой", "по прибытию поезда", "оплатить за проезд".

Это неверные варианты. Нужно говорить: скучаю по вас, по приезде домой, по прибытии поезда, оплатить проезд или заплатить за проезд.

Псевдоним служит маской


Автор мог подписываться не своим именем с целью мистификации читателей: ему хотелось иногда, чтобы они представляли его себе совсем не таким, каким он был на самом деле.
Этот прием - создавать ложный образ пишущего и посредством соответствующей подписи вводить в заблуждение насчет его пола, или национальности, или профессии, или характера, или даже политических убеждений - был широко распространен и является одним из видов литературных мастификаций.
У писательниц был особый резон скрывать свое авторство: они боялись, что издатель не возьмет рукопись, узнав, что та принадлежит перу женщины; читатель по той же причине не захочет заглянуть в книгу, а критик разругает.
Поэтому женщины-литераторы очень часто принимали мужские имена: пусть читатели думают, что автор - мужчина!
Так поступала всю жизнь одна французская романистка. Впрочем, все отлично знали, кем написаны "Консуэло", "Индиана" и другие ее книги; и все же газеты продолжали сообщать о выходе новых произведений "г-на Жоржа Санда".
Настоящее имя и фамилия этой писательницы были Аврора Дюпен, а по мужу - Дюдеван. Псевдоним Жорж Санд она приняла не сразу: сначала подписывалась другим мужским именем - Блез Боннен (так звали столяра, с которым она дружила в детстве), а первый роман "Роза и Бланш" (1831), созданный в соавторстве с Жюлем Сандо, был подписан Жюль Санд. Впоследствии она заменила имя Жюль на Жорж.

Никто не забыт, ничто не забыто. Города-Герои


 







    






                                                              Город-Герой Новороссийск

Удостоен высокого звания "Город-Герой" 14 сентября 1973 года. В 1966 году награждён орденом Отечественной войны I степени.
Во время Великой Отечественной войны большая часть города была захвачена немецкими войсками. С начала битвы за Кавказ Новороссийск оказался в полосе главного удара фашистских войск. Оборона города длилась 393 дня, дольше был срок только у Ленинграда. Но взять его полностью противник не смог - крошечный участок Новороссийска в районе цементных заводов оставался в руках советских солдат, не пропуская врага к Туапсе.
Героической вехой в обороне Новороссийска стала десантная операция по захвату стратегического плацдарма "Малая земля". 274 моряка под командованием майора Цезаря Куникова в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года захватили плацдарм площадью 30 кв. км. Сюда были переброшены 17 тыс. десантников, 21 орудие, 74 миномёта, 86 пулемётов, 440 тонн продовольствия и боеприпасов. За неполный месяц десантники уничтожили более 20 тыс. вражеских солдат и офицеров и значительное количество вражеской техники. Плацдарм удерживали  в течение 225 дней до полного освобождения города 16 сентября 1943 года. 
Наступление наших войск началось 10 сентября 1943, 16 сентября враг был выброшен из Новороссийска.

Решающую роль в освобождении Новороссийска сыграл морской десант. "Чёрные бушлаты", или "Чёрная смерть", как называли морпехов немцы, смогли выбить неприятеля из порта.

Новороссийско-Таманской операцией была завершена борьба за Кавказ. Немцев вынудили отказаться от планов завоевания Кавказа и вывести свои корабли из Азовского моря.





 
 

среда, 29 апреля 2015 г.

Говорит Свердловск

90 лет назад (в 1925 году) в Свердловске началось регулярное радиовещание. Оно стало возможным после реконструкции Шарташской радиостанции, которая была способна транслировать радиопередачи в радиусе до 300 вёрст (320 километров).

 
К 1924 году в Свердловске имелось 4 любительских радиокружка, и поступили заявления на открытие новых. В клубах один за другим устанавливались громкоговорители. Люди, собравшиеся вокруг них, слушали передачи радиостанции им. Коминтерна из Москвы. В начале 1925 года началась интенсивная подготовка к строительству широковещательной радиостанции. 16 января в наш город прибыл профессор В. П. Вологдин, единственный в то время в СССР специалист, конструктор приборов высокой частоты, видный организатор в области радио-телеграфии. Он обсуждал вопросы устройства радиостанции, а так же прочёл несколько лекций и докладов для интересующихся радиоделом.




В первый день по городской сети передавали концерт артистов оперного театра имени А. В. Луначарского, выступавших на сцене Верх-Исетского театра, и с тех пор радиопередачи начали транслироваться в 
городскую сеть регулярно.







К 70-летию Победы. Стихи свердловских поэтов. М. М. Пилипенко



Михаил Михайлович родился в 1919 году в городе Сумы, на Украине, в семье рабочего.



 







В 1936 году поступил в Одесский институт железнодорожного транспорта, но прервал учебу, начал работать воспитателем в детских домах в Сумах.
В 1941 году с третьего курса Харьковского университета ушел добровольцем на фронт. 
В 1942 году, после ранения, М. Пилипенко приехал в Свердловск, несколько лет работал комсоргом на Уралмаше. 
С 1949 по 1957 год работал заместителем редактора и редактором областной комсомольской газеты "На смену!".
Первые стихи опубликовал в 1944 году. Первая книга стихов "Рождение города" вышла в Свердловске в 1950 году. Автор сборников стихов "Долг и счастье" (1952), "Дороги" (1955), "Сталь и песня" (1957), "Уральская рябинушка" (!961), "Избранная лирика" (1969), изданных в Москве и Свердловске.
На стихи М. Пилипенко написаны популярные песни "Уральская рябинушка", "Небо темно-синее" и другие. Член Союза писателей.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Умер в 1957 году.

"У Михаила Пилипенко мало написано о войне, стихов батальных почти не найти. Но то, что есть, до предела правдиво"
                                                                                                            Михаил Найдич


СОСЕД.
Друг другу мы, ей-богу же, не верим
И думаем совсем не об одном,
Так что тебя в мои толкает двери,
Где все по-холостяцки кверху дном,
Где кружка сколком яшмовым прикрыта,
Рюкзак повешен на олений рог,
Где груда темно-рыжего боксита
Легла на стол, как праздничный пирог?
Не подсластив презрительного взгляда,
Ты входишь, как обычно, по утрам,
Ткнешь пальцем в то,
           что мне до боли свято,
— А это что, простите, за мура?
Но я читаю за колючим словом,
За деланной надменностью лица
Глухую зависть немощных к здоровым,
Тщедушных — к сильным,
           глупых — к мудрецам.
Ведь ты довольным,
           хоть и утомленным,
Не поднимался на гору ползком
С обтрепанным,
        тяжелым,
              просмоленным,
Наполненным рудою рюкзаком.
Тебя не увлекала,
        не пугала
И не лишала среди ночи сна
Лежащая без края, без начала
Шумящая пшеницей целина.
Таких не удивишь ни новизною,
Ни трудностью исхоженных дорог,
За крепкою отцовскою спиною
Ты юность доживаешь без тревог.
Живи ж, как хочешь,—
       гладко,
           сыто,
               пьяно.
Спеши пожить,
       работать не спеши.
Пускай пугает пустота кармана
И не пугает -пустота души.
Но кто тебе и за какое зло
Сказал, что в жизни очень повезло?



Пленэрный пейзаж Алексея Бурлакова

 

 В апреле отметил бы 75 лет уральский художник Алексей Бурлаков, один из крупных мастеров колористической живописи России, работавший в жанрах пейзажа, натюрморта и портрета. Основная область его творческих интересов - природа Урала.




Палатки в ночи (Tents in the Mountains)/ 1989

 Урал - огромный, разнообразный, фантастически богатый край. Край, у которого есть замечательный художник, запечатлевший образ дикой уральской природы как новую жизнь древнего героического эпоса.

вторник, 28 апреля 2015 г.

Умные мысли о хорошей книге



    Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека. 
                                                                           Л. де Бональд



Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
                                                        Д. Дидро










Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которых стоило бы разговора с философом.
                                                     П. Буаст








Не тот писатель оригинален, который никому не подражает, а тот, кому никто не в силах подражать.
                                          Ф. де Шатобриан

Марк Твен - изобретатель



В музее Марка Твена в США хранится необычный альбом. Писатель сам разработал метод изготовления его клейких страниц. Работая над своими произведениями, Твен делал много вырезок из газет, которые он раскладывал по папкам. Однако отыскать нужную бумажку в большой куче вырезок было довольно трудно. В 1872 году ему в голову пришла гениальная идея, печатать тонкие полоски клея на страницах, и впоследствии он это запатентовал, как «Самоклеющийся альбом». 
На этом Марк Твен заработал около 50 тыс.$, готовые альбомы он продавал через сеть универмагов Montgomery Ward.


 

PROчтение

 
 
Шефнер, В.С. Сестра печали: [автобиографическая повесть: для сред. и старш. шк. Возраста] /Вадим Шефнер. – М.: Самокат, 2014. – 303с.
 

Автобиографическая повесть В.С. Шефнера «Сестра печали» продолжает военную серию «Самоката». Название серии – «Как это было» – объясняет издательский замысел: рассказать о Великой Отечественной войне честно и объективно. Честность гарантируют имена авторов: это русские писатели-фронтовики, очевидцы событий. Объективность обеспечивает «научный аппарат»: в каждой книге серии художественное произведение дополняется статьей историка, излагающей сегодняшний взгляд на описываемые события.

Повесть «Сестра печали» - о ленинградцах, чья юность пришлась на начало 1940-х годов. Герои книги - девушки и юноши, друзья и подруги. Одни со студенческой скамьи уйдут на фронт, другим на долю выпадут бомбежки, голод и холод блокады.


 
 
Попов, М. М. Ларочка / М. М. Попов. – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 367 с.
 

Через судьбу Ларочки, главной героини романа, предпринят анализ огромного и противоречивого периода недавней истории страны. В романе прослеживаются судьбы героев, их жизни на фоне непростого, многослойного распада Союза. Роман – это история постепенного превращения симпатичной провинциальной отличницы в акулу пера перестроечных времен. Потом она становится думским деятелем нулевых годов. Лариса Конева и ее мужчины: отец-офицер, друзья, любовники, соратники, поэты, художники, депутаты, миллионеры, оппозиционеры. Отношения со всеми этими персонажами прямо или опосредованно влияют и «оттачивают» нежную женскую душу.
 

понедельник, 27 апреля 2015 г.

За что обидели липу?

Липа - очень красивое дерево. Когда-то её называли дворянским деревом: она украшала дворцовые парки и усадьбы знати. За что же обидели липу, сделав символом обмана?
"Явная липа!" - говорят о сомнительном документе.


Раньше печати делали из меди. На выгравированных на них оттисках обычно изображали Государственного орла, а по кругу шли название ведомства, которому принадлежала печать или другие знаки.
Но и в те времена было много жуликов, которые занимались подделками. Текст грамоты (документа) лихие люди копировали легко, а с печатью возникали сложности. Гравировать на меди трудно, да и медь - металл дорогой. Затраченные усилия не окупались. Требовался более дешёвый и простой в обработке материал.
Таким материалом в Средние века было только дерево, причём не любое. Липа идеально подходила для обработки ножом и стамесками. Древесина липы достаточно однородная и очень мягкая. Вот и стали жулики без особого труда резать из липы фальшивые печати.
Конечно, отличия были, и опытный "дьяк, в приказах поседелый", подделку замечал, а жулик отправлялся в кутузку.
Обманщики не перевелись, поэтому мы и вспоминаем симпатичное, незаслуженно обиженное дерево.

Никто не забыт, ничто не забыто. Города-Герои



 














                                                               
                                                                  Город-Герой Сталинград

 Впервые назван в числе Городов-Героев в 1945 году. Высокое звание "Город-Герой" с награждением медалью "Золотая звезда" присвоено 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные трудящимися в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Город награждён также орденами Ленина, Красного Знамени, Почётного легиона (Франция).
Горд носил несколько названий: с 1589 года по 1925 - Царицын, с 1925 по 1961 - Сталинград, с 1961 и по нынешнее время - Волгоград. Это крупный речной порт и важный железнодорожный узел.
С июля 1942 года по февраль 1943 года на подступах и в самом городе проходила героическая Сталинградская битва Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками. Эта победа после череды поражений 1941 и лета 1942 года стала переломной в Великой Отечественной войне. Многие историки считают Сталинградскую битву одной из самых кровавых в истории человечества.

Город имел для Гитлера не только важное стратегическое значение, но ещё и идеологическое: он носил имя руководителя Советского Союза.
В июле, в тревожный на всех фронтах месяц, Сталин подписал приказ № 227, призывавший: "Пора кончать отступление. Ни шагу назад!".
23 августа 1942 года немецкая авиация провела самую разрушительную бомбардировку города, было убито более 90 тысяч человек и уничтожено более половины жилого фонда города.
14 сентября начинается первое наступление войск Паулюса  в направлении центра города и на юге. Немцам удалось вплотную подойти к Волге.
27 сентября - второй штурм немцев в направлении завода "Красный Октябрь" и Мамаева кургана.
С 14 октября следует третья атака и под контролем врага оказывается значительная территория города. 
В Сталинграде советские воины отстаивали каждую пядь земли.
20 ноября наши войска разгромили 3-ю румынскую армию, а 22 ноября 6-я армия Паулюса была взята в окружение. Рокоссовский предложил Паулюсу капитулировать, но Гитлер запретил даже вести переговоры.
Гитлер произвёл Паулюса в генерал-фельдмаршалы с подтекстом, что в таком звании лучше застрелиться, чем попасть в плен. Но на следующий день новоиспечённый "маршал" сдался в плен.
В Сталинградской битве армии Германии и стран-сателлитов потеряли более 1,5 млн человек убитыми, ранеными и пленными, около 2 тыс. танков и штурмовых орудий, до 3-х тыс. боевых и транспортных самолётов. Капитулировало 12 дивизий вермахта, 2 румынские дивизии, хорватский полк.
После поражения в Сталинграде Гитлер объявил общий траур в Германии.
Победа досталась нелегко. Более 1млн 200 тыс. человек составили потери Красной Армии ранеными и убитыми. 
Сталинград для всего мира стал символом стойкости и мужества советских воинов.