среда, 30 сентября 2015 г.

Поэзия Екатеринбурга. А. Азовский

Уральский говор

Где мой говор - родной, изначальный,
Где слова, что пришли не случайно?
Не забыл я, как летом дождливым
Не по лужам бродил, а по лывам.

Где тот мир? Каждый день в нем - новина!
Там паук был и то - косиножка.
А моя продувная одежка
Называлась чудно - лопотина.

Мама в мире том, с русою косою
Не красивой была, а баскою...
И до устали самой предельной
Люди робить любили артельно.

Не смотрели, кто окал, кто акал -
Всем хватало тепла и веселья!
И сосед не предлог, а заделье
Находил, чтоб зайти побалакать.

В мире том даже Девка-Азовка
Выходила на зов мой не медля,
А теперь и сказать-то неловко:
Не вчера это было - намедни...

Город на зернышке риса


Как городской житель может реализовать свои художественные особенности? На самом деле вариантов множество! Там, где нет красоты, ее можно найти или создать своими собственными руками. 
В городах живут художники со своим нестандартным видением окружающей их городской среды. Талантливейший турецкий художник Хасан Кале живет и работает в родном городе Бурса, где и освоил в совершенстве технику по созданию своих микрокартин, которые раздвинули границы наших стандартных понятий, на чем можно изобразить настоящие высокохудожественные произведения. Начиная с 1980-х годов, Хасан Кале удивляет окружающих своими произведениями.

Он занимается миниатюрой, но какой! Кажется, нет такого объекта, который оказался бы слишком мал для этого автора. В полноценное полотно для картин он способен превратить даже крохотное зернышко инжира. Правда, рассмотреть изображение теперь можно исключительно в мощную лупу. Поэтому все картины Хасана Кале помещены в специальные контейнеры с панелью из увеличительного стекла и представлены в арт-галереях именно в таком специфическом виде. 
На косточках фруктов, зернах пшеницы и риса, горошинках, скорлупе орешков, на крыльях жучков и бабочек, на тыквенных семечках и даже на крохотных иголках елки, сосны или кактуса художник изображает свою музу: любимый город Стамбул.
Его инструментом для рисования всех работ без исключения является тонкая кисть, а собственный палец он использует для смешивания красок. Можно себе представить, как трудно на микропредметы наносить рисунок. Но когда такая работа в радость для творца, виден и ее восхитительный результат.  
По материалам журнала "Природа и человек".

вторник, 29 сентября 2015 г.

Плотинный мастер

Екатеринбург относится к тем городам, что влюбляют в себя как живущих в нём постоянно, так и побывавших хотя бы однажды. Восхищение вызывают архитектура города, природная среда и особая энергетика.
В год 275-летия уральской столицы осмотр городской плотины показал, что она находится в хорошем состоянии. Что и не удивительно, ведь в основание строения были положены стволы лиственницы, которая не гниёт в воде, а, наоборот, каменеет. Выдержал и скрепляющий раствор, в который, по одной из неподтверждённых легенд, разбивали куриные яйца.
А на самом деле истинная причина долголетней работоспособности этого гидротехнического сооружения - искусная работа плотинного мастера Леонтия Злобина с его подмастерьями.
Де Геннин письменно признавал, что за границей "...таких плотин, как здесь в России есть, не делается". И, отдавая предпочтение иноземным специалистам в прочих сферах, в плотинном деле положился на искусство уральских мастеров. Иноземцы не владели техникой нашего плотиностроения, основанного, в частности, на знании особенностей русских рек. Зимой они замерзают, весной - мощное таяние льдов, а летом - обмеление. Попытки строить плотины на "иностранный манер" немцев Блюера и других кончались катастрофой.
Плотинные мастера в то время имелись только  у Демидовых в Невьянске. Поэтому де Геннину пришлось наступить на горло собственной гордости, так как он находился в контрах с Демидовыми.
Так в Екатеринбурге в апреле 1723 года на строительстве появился Леонтий Злобин.
Биография Леонтия Злобина обросла легендами. Сыграло свою роль то, что на заводы Демидовых принимали старообрядцев, беглых дезертиров и прочий люд, не ладивший с законом. И ни у пришлых, ни у заводчиков не было желания светиться. Поэтому известна лишь приблизительная дата рождения Злобина - 1677-1679 годы. Скорее всего, Злобин был старообрядцем, родом из Вологодского уезда. Демидовы поддерживали тесные связи с центром старообрядцев поморского согласия, и была налажена тропа, по которой работники попадали на уральские заводы. По ней, видимо, и пришёл Леонтий Злобин.
Этот мастер вполне достоин занять почётное место в истории Екатеринбурга. Ведь на его счету сооружения ещё многих гидротехнических объектов по всему Уралу, давших жизнь заводам и городам. (По материалам газеты "Уральский рабочий")

Многозначное слово "ничего"

Есть у нас такое любимое слово - загадочное для иностранца. С одной стороны, оно ничего не выражает, с другой - им можно выразить все. Это слово "ничего".
А что же сами русские думают об этом слове?
Вот что писал поэт Петр Вяземский: "Какая погода сегодня?" - "Ничего". - "Как вам нравится эта книга?" - "Ничего". - "Красива ли та женщина?" - "Ничего". - "Довольны ли вы своим губернатором?" -"Ничего". В этом обороте есть какая-то русская лукавая сдержанность, боязнь проговориться, какое-то совершенно русское "себе на уме".
Даже языковеды не сразу скажут, какая это часть речи: отрицательное местоимение? Наречие? Модальная частица? Неизменяемое прилагательное? Категория состояния? Вот такое многозначное слово "ничего".

Кстати, в последние годы у нас появилось еще одно "лукаво-сдержанное" слово, которым мы отвечаем на большинство вопросов. И это тоже подметил иностранец. Правда, не немец, а швед - первый гендиректор ИКЕА в России Леннарт Дальгрен. 
Вот цитата из его книги "Вопреки абсурду. Как я покорял Россию, а она - меня": "Нормально"... Вне всяких сомнений, это одно из самых употребляемых слов русского языка. Все у них нормально. "Как дела?" - "Нормально". - "Как здоровье?" - "Нормально". О чем ни спросишь, все нормально. При этом я не уставал удивляться, есть ли в России хоть что-нибудь, что вписывается в мое понимание нормы". 

Липкий успех




Хорошая вещь стоит того, чтобы изобрести ее несколько раз. На роль отца-создателя пластыря претендует не один, а несколько человек.


В 1882 году Байерсдорф придумал вещь, на которой другие заработали нешуточное состояние. Фармацевт нанес на марлю гуттаперчу, сделав таким образом материал непроницаемым для влаги. Он назвал свое изобретение Cuttaperchapflastermulle (гуттаперчивый пластырь на марле) и запатентовал его. Уже через год высокий спрос позволил Байерсдорфу заработать неплохой капитал, и он открыл небольшую фабрику. Остановила дальнейшее развитие компании трагическая гибель 16-летнего сына Байерсдорфа. В 1890 году фармацевт продал свое дело вместе со складом и скопившимся на нем товаром. Новым владельцем стал 27-летний Оскар Тропловиц. Он привлек к производству бывшего партнера Байерсдорфа дерматолога Пауля Герсона Унну, который усовершенствовал прежнее изобретение, используя более плотную , чем марля, хлопковую ткань. 
 




В 1901 году Тропловиц запатентовал Leukoplast (от греч. leukos - "белый" и лат. emplastrum - "повязка"). В его производстве использовался оксид цинка, и раздражающая кожу гуттаперча стала ненужной.

Лаборатория Beiersdorf разработала также линейку технических пластырей, которыми можно было "лечить" покрышки велосипеда или протершиеся провода. Так, благодаря кусочку ткани, была создана новая отрасль промышленности, специализирующаяся на выпуске не только бактерицидных пластырей, но и изоляционных лент. Правда Карл Байерсдорф всего этого не увидел - разорившись из-за неудачного вложения денег, полученных от продажи компании, он покончил с жизнью в 1896 году.

понедельник, 28 сентября 2015 г.

Жизнь замечательных уральцев. Ярополк Лапшин

28 сентября исполняется 95 лет со дня рождения Ярополка Леонидовича Лапшина (1920 – 2011), кинорежиссера, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР, Почетного гражданина Свердловской области.

В предверии юбилейной даты вышла книга Натальи Кирилловой "Ярополк Лапшин" издательского дома "Сократ". 
 

Это еще одна книга из серии "Жизнь замечательных уральцев", которая посвящена кинолетописцу Урала, выдающемуся режиссеру Ярополку Лапшину. Это уже второе издание автора об этом человеке. В книге много интересных подробностей о том, как Ярополк Лапшин поступал во ВГИК, а в приемной комиссии сидели Лев Кулешов и Сергей Эйзенштейн, о том, как приходилось ему - молодому студенту во время Великой Отечественной войны по 14 часов в день рыть окопы, о том, как писал будущий режиссер свою дипломную работу. Основная часть книги - это воспоминания Лапшина и его коллег о том, как создавались знаменитые картины "Угрюм-река", "Приваловские миллионы", "Демидовы" и другие. 






...Нужно самоутверждение в делах, в созидании, в искусстве... Отечественные фильмы, в том числе поставленные на Свердловской киностудии, нуждаются в поддержке, их надо активнее показывать, пропагандировать...
                                                                                     Ярополк Лапшин   

Последний владелец дома - Н. Н. Ипатьев




Ипатьев Николай Николаевич - самая яркая, талантливая, многогранная и, пожалуй, самая трагическая личность среди владельцев дома. Высокообразованный, талантливый инженер, весьма состоятельный и умелый предприниматель, вкладывающий свои знания и средства в развитие железных дорог России, известный общественный деятель - вот далеко не полный перечень его достоинств. Человек - один из самых уважаемых в Екатеринбурге. Судьба жестоко распорядилась, навеки соединив его имя с трагической гибелью Романовых, случившейся в его доме.
Москва. Якимовская наб. Родительский дом Ипатьевых.




Н. Н. Ипатьев родился в Москве 18 февраля 1869 г., на Средней Пресне, в семье архитектора. Его отец, Николай Алексеевич (1839-1890), был известным строителем церквей в Москве. Мать его, Анна Дмитриевна (в девичестве Глики), из старинного дворянского рода.
Н. Н. Ипатьев. М. Ф. Ипатьева (Гельцер)

В. Н. Ипатьев, родной брат Н. Н. Ипатьева




























Брат Владимир (1867-1952) - выдающийся ученый-химик, окончил Михайловскую артиллерийскую академию, в годы Первой мировой войны возглавлял Химический комитет при Главном артиллерийском управлении.
Семью Ипатьевых отличала высокая религиозность, это было заложено давними традициями и настоящей внутренней потребностью всех ее членов. Супруга Николая Николаевича - Мария Федоровна (в девичестве Гельцер), дочь знаменитого артиста Императорских театров Федора Гельцера, родилась в Санкт-Петербурге в 1876 г.,


 

1907 г. - по рекомендации старшего брата Владимира Николаевича Н. Н. Ипатьев прибывает в Екатеринбург и устраивается на строительство Пермь-Кунгур-Екатеринбургской железной дороги в качестве специалиста инженерно-подрядных работ. Его контора располагалась в доме инженера А. И. Фадеева по адресу Вознесенский проспект, № 25.
6. Л. А. Чугаев, ученый-химик, сродный брат Н. Н. Ипатьева. 7. В. Ф. Гельцер, балетмейстер Императорских театров, отец Екатерины Гельцер.

1908 г. - уже имея приличное состояние, Н. Н. Ипатьев решает окончательно поселиться в Екатеринбурге и покупает у купца Шаравьева дом по Вознесенскому проспекту, № 49/9. 

суббота, 26 сентября 2015 г.

Поймай объёмное изображение

 

Надеемся, что Вам удастся рассмотреть объёмные изображения, и Вы получите положительные эмоции от увиденного. Как правильно рассматривать эти картинки, мы уже писали в разделе блога "Это интересно". Удачи!












Вот что Вы должны были увидеть: 1. Косточка  2. Волшебная лампа  3. Пёс Гуфи  4. Львёнок Симба  5. Кабан Пумба  6. The end (конец)

Говорим правильно

 

Где бы Вы поставили ударение в слове "принудить"?
"Что мне молва? Кто хочет, так и судит, да батюшка задуматься принУдит". С того времени, как Софья в грибоедовском "Горе от ума" произнесла эти ставшие крылатыми слова, мало что изменилось.
Правильно именно "принУдить", только так.
Звучит не вполне привычно, чаще в разговорной речи можно слышать "принудИть". Почему так - непонятно, в словарях нет даже намёка на "принудИть", как будто его и не существует. 
И в Словаре ударений Ф. Агеенко и М. Зарвы, и в Орфографическом словаре под редакцией Р. Аванесова, и в Словаре ударений И. Резниченко - лишь один вариант: "принУдить". "Вы хотите принУдить меня написать? Не получится". "Он уже принУдил Сергея подать жалобу, а тот в ответ принУдил его обратиться всуд".  





В Нновом орфоэпическом словаре русского языка Т. Ф. Ивановой перед словом "принУдить" стоит восклицательный знак (!), как указание на строгую нормативность и обязательность данного произношения. На это слово следует обратить особое внимание!

четверг, 24 сентября 2015 г.

Псевдонимы известных людей

Часто представители "сильного пола", выступая в печати, феминизировали себя, т. е. притворялись женщинами.

В 1913 году московское издательство "Скорпион" выпустило книжку "Стихи Нелли". Она начиналась сонетом В. Брюсова, обращенным к молодой поэтессе, своего рода напутствием. Стихи были посвящены исключительно любви. "Да, я любила всей силой желаний, страстью предельной!" - восклицала Нелли, свою фамилию назвать не пожелавшая.
Критика отнеслась весьма благосклонно. "Утро России" отозвалось заметкой, где говорилось: "На нашем поэтическом небосклоне загорелась новая звездочка, свет которой не смешаешь с другими". В анонсе издательства "Мезонин поэзии" Нелли была названа в числе постоянных сотрудников. 
Но никакой Нелли не существовало. Ее выдумал сам Брюсов, в те годы - уже признанный "метр", глава поэтической школы. Ему вздумалось спародировать многочисленных поэтесс, пишущих о любви. В архиве поэта сохранились писанные его рукой черновики стихов мнимой Нелли. Он готовил, но не издал и вторую ее книгу, сочинил ее биографию; сначала собирался назвать ее Ирой Ялтинской, потом Марией Райской, но остановился на имени Нелли, без всякой фамилии.
 
Не раз подписывался женскими именами Вольтер, Молодой Шелли в 1810 году выпустил целый томик стихов выдуманной им поэтессы Маргарет Николсон. Проспер Мериме дебютировал в 1825 году сборником пьес из испанской жизни, но, опасаясь нападок сторонников классицизма, не решился издать их от своего имени и приписал никогда не существовавшей актрисе Кларе Газуль. В предисловии была дана ее биография, а для большей убедительности приложен ее портрет, имевший сходство с Мериме: будущий автор "Кармен" позировал для него художнику Делеклюзу в мантилье, с ожерельем на шее.

Парад головоломок. Ответы



Вопрос первый.
Это частый персонаж детских сказок. В одной из них у него на рыбалке примерз хвост. В другой, чтобы обмануть козлят, он выковал себе тонкий голос. Остается вспомнить, что у него спрашивала Красная Шапочка и на ком ездил Иван-царевич. Это волк.









Вопрос второй.
Эта птица часто встречается в "Илиаде" Гомера:

Так же, сокол в горах, между всеми быстрейшая птица, 
Следом легко поспевает за робкой голубкою горной;
Мечется в стороны та, а сокол с пронзительным криком
Близко за нею летит. И схватить ее дух его рвется,
Так Ахиллес устремлялся за Гектором прямо, а Гектор
Вдоль стены убегал, и проворными двигал ногами.

 
Плача, прочь убежала богиня, подобная быстрой
Горной голубке, от ястреба прочь улетевшей, чтоб скрыться
В горной расщелине: пойманной быть ей судьба не сулила.

Упомянутые в 6-м факте звуки - воркование и гуление. Конечно же, это голубь.

среда, 23 сентября 2015 г.

Времена года. Осенний Екатеринбург

Славная осень. Спокойно и пусто
Чисто и холодно на перекрёстках
И в тупиках переулков и просто
В городе утром. Ясно и грустно

Скоро поедем. Или не хочешь?
Кончилось лето. Земля остывает
Плакать не надо. Я и не плачу
Скоро всё кончится. Так не бывает.

И призывник полупьяный и дикий
Петь перестанет у военкомата.
Бабушку нежно обнимет и тихо
Скажет: "Прощай" и закроет ворота

Кончилось всё. Надвигается холод
Ветер обжёгся дует на воду
Всё-таки осень. Школьники в школу
Птицы на юг. А отец на работу.
                                                                                  
                                                               Евгений Ройзман

Набережная Городского пруда

Резиденция губернатора Свердловской области

Вознесенская горка. Лестница, ведущая к церкви


У гостиницы "Большой Урал"

Городской пруд. Вдали - мост по ул Челюскинцев