В области терминов родства русский язык - один из самых богатых.
Конечно, все слышали слова золовка, деверь, шурин, свояченица, свояк, сват и сватья, - но уже почти никто не помнит, что каждое из них значит. Сватью путают со свахой (которая к родству вообще отношения не имеет), а сноху - с невесткой, и лишь теща с зятем благоденствуют - благодаря их вечному архетипическому конфликту, а главное - городскому фольклору на эту тему.
Сегодня мы активно используем лишь слова, связанные с ближайшим кровным родством: мать/отец, сын/дочь, брат/сестра, дядя/тетя, племянник/племянница, внук/внучка, бабушка/дедушка. Из того, что прежде называлось свойством (с ударением на последнем слоге), еще одно постепенно забываемое слово, означающее родство не кровное, а через брак, кроме мужа и жены используются лишь теща и зять и реже свекровь да невестка.
О чем это говорит? Прежде всего об изменениях, происходящих в нашей жизни и культуре. Огромная русская семья со сложной иерархией отношений и фиксированными ролями скукожилась до скромной ячейки общества, состоящей из родителей и их детей и бабушек и дедушек. И где-то на периферии - родительские братья и сестры с их детьми.
Консервативность языка проявляется в том, что он отражает все эти социальные изменения, - но с некоторым опозданием. Запаздывает язык и в отражении некоторых новых ролей. В России, как и во всем мире, хотя и несколько позднее, распространилась новая форма брака - без регистрации. Как называть таких "сожителей"? Не подходит здесь и слово любовники, отмечающее лишь наличие физической связи. Русский язык заимствовал английское слово бой-френд, однако использует его довольно избирательно. Применимо оно только по отношению к молодым людям и не обязательно означает совместное житье-бытье.
Остаются относительно новые и слегка расплывчатые значения слов друг и подруга. Насчет совместного проживания в этом случае тоже не вполне ясно, но, по крайней мере, постоянные отношения эти слова подразумевают.
Отсутствие слов для нового и вроде бы важного явления оказывается не менее значимым, чем появление таковых. Оно подчеркивает неустойчивость, незакрепленность в культуре и тем самым неокончательность нынешней ситуации с браком и семьей.