пятница, 30 декабря 2016 г.

Всех с Новым годом!

 




Новый год - время дарить и принимать подарки. Не забудьте подарить любимым свою улыбку!










 





 

 В Новом году желаем Вам гармонии в душе.











Удивляйся и удивляй в Новом году!

С Годом Петуха!


Год Петуха к вам в дом стучится —
Красивой, яркой, важной птицы.
Пусть год весь сказочно везет,
А беды все Петух склюет.

Накукарекает пусть счастья,
Любви, здоровья в одночасье.
И легким взмахом ярких крыльев
Наполнит жизнь добром и миром.

четверг, 29 декабря 2016 г.

Вокруг ёлки (продолжение)

В других странах новогодняя ёлка появилась совсем недавно. Например, в 1816 году она появилась в Австрии и Финляндии, Венгрии и Чехии, с 1830 года - в Дании и Норвегии, спустя десятилетие - во Франции, а затем - в Италии и Греции, куда ёлки завозили из северных стран, а с 1860 года в Румынии. Обычай наряжать ёлку существовал и в Турции, но в 1936 году с целью сохранения лесов был запрещен. 
В 1807 году в Германии появились первые торговцы ёлками. Они роскошно украшали их к восхищению посетителей рождественских базаров, а через три года уже существовали и первые елочные базары.
Восторг вызвала как у детей, так и у взрослых первая елочная позолоченная мишура. Вот что рассказывает легенда о ее происхождении.
Поскольку Младенец Христос родился в яслях, люди считали, что и животные должны принимать участие в рождественском праздновании. Приглашали всех, кроме пауков, потому что германские домохозяйки не очень-то жаловали паутину. Конечно, пауки были обижены и пожаловались Иисусу Христу. Он пожалел их и решил, что поздно вечером впустит их в дом, чтобы показать праздничные деревья. Обрадованные пауки всю ночь напролет ползали в ветвях ёлок, опутывая их паутиной. Рождественским утром домохозяйки увидели оплетенные паутиной ёлки, но, вместо того чтобы сердиться, были восхищены, поскольку ночью Христос превратил всю паутину в искрящуюся мишуру. 
Ёлка навечно превратилась в символ новогоднего праздника. Нарядная, таинственная, она занимает почетное место в наших домах.

среда, 28 декабря 2016 г.

Екатеринбургский музыкальный кружок

Декабрь 1881 года, 135 лет назад, был создан Екатеринбургский музыкальный кружок. 
Кружок был создан любителями классической музыки и объединял более 200 человек. Среди учредителей - В.Всеволодов, И.Маклецкий, Г.Свечин, Г. и Р.Казанцевы, Н. Клепинин. В работе кружка принимали участие профессиональные музыканты, окончившие Санкт-Петербургскую и Московскую консерватории - певцы С.Гилев и П.Давыдов, пианист В.Цветиков. Кружок организовывал не только концерты, но и постановки оперных спектаклей.
Вот что писала газета "Уральская жизнь" 22 декабря 1906 года:
"Сегодня местный музыкальный кружок, сыгравший в Екатеринбурге, лишенном музыки, исключительную роль, празднует свое 25-летие.
Он ввел в обиход екатеринбуржцев "Фауста", "Аиду", "Русалку", "Князя Игоря", "Жизнь за Царя", "Демона", "Евгения Онегина", - словом, такой репертуар, который в настоящее время нам не может дать даже любой Императорский театр.
... Эпоха граммофона началась сравнительно недавно, и кружок, выполняя даже, допустим, примитивно оперы классического репертуара, восполнял важный пробел нашего образования, он за тысячи верст от центра раскрывал громадную область гармонии..."
Выступления проходили в здании Общественного собрания и Городском театре.
В 1900 году Илья Захарович Маклецкий, банкир, депутат Городской думы, Почетный гражданин Екатеринбурга, на свои средства построил концертный зал для Екатеринбургского музыкального кружка, известного на всю страну.

Меню "стоп-кадр" из любимых кинофильмов

Как говорил почтальон Печкин в знаменитом мультсериале "Простоквашино": "Главное украшение новогоднего стола что? Правильно, телевизор!" Поэтому "Ирония судьбы или С легким паром!", "Иван Васильевич меняет профессию", "Карнавальная ночь", "Вокзал для двоих", "Любовь и голуби", "Белое солнце пустыни", "Берегись автомобиля!" - неизменные спутники семейных праздников и застолий.
Накануне Нового года журнал "Родина" решила напомнить хозяйкам некоторые блюда из родных кинофильмов. Ну, как не проводить с таким меню Год Кино!

От вашего стола - нашему столу!



"Небесный тихоход" (1945):
- Блины! Товарищи офицеры! Блины со значением по случаю удачной бомбежки!

"Верные друзья" (1954):
- А не дурно бы сейчас стаканчик кофе горячего...
- Салфеточку, подстаканничек, бутерброд со шпротиком...

"Девчата" (1961):
- Из картошки знаешь, сколько можно блюд приготовить? А ну, считай: картошка жареная, отварная, пюре, картофель фри, картофель пай. Картофельные пирожки с мясом, с грибами и так далее. Картофельные оладьи, картофельная запеканка, картофель тушеный с черносливом, картофель тушеный с лавровым листом и с перцем, картофель молодой отварной с укропом, шаньги...


"Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965):
- А компот?
- Дайте ему компот.

"12 стульев" (1971):
- Мусик, готов гусик?

"Семнадцать мгновений весны" (1973):
- У меня есть коньяк. Хотите выпить?
- Спасибо. У меня тоже есть коньяк.
- Зато, вероятно, у вас нет салями.
- У меня есть салями.
- Значит, мы с вами хлебаем из одной тарелки.

"Иван Васильевич меняет профессию" (1973):
- Икра красная, икра черная... Да! Заморская икра...баклажанная!

"Ирония судьбы или с легким паром" (1975):
- Какая гадость эта ваша заливная рыба.

"Место встречи изменить нельзя" (1979):
- Эх, сейчас бы супчику горяченького да с потрошками, а?! Шарапов, не отказался б ты от горяченького супчику да с потрошками? 
- Я б сейчас с большим удовольствием бы щец навернул!

"Ошибка резидента" (1968):
- Главное в нашем деле что?
- Баранина?
- Вай, вай, вай. Дай мне пять молодых барашков, да? На хороший шашлык больше не возьмешь с барашка! Я вымочу мясо в белом виноградном вине, да? И дам его тебе - на, красивая женщина, делай шашлык. И ты загубишь баранину!

вторник, 27 декабря 2016 г.

Свердловск. Свердловчане. Зима

Анатолий Грахов почти 30 лет проработал фотокорреспондентом ТАСС. Благодаря его уникальному фотоархиву мы можем представить облик Екатеринбурга в те времена, когда город назывался Свердловском.
Фотографии взяты из альбомов А. Грахова "30 лет в ТАСС: Фотоальбом" и "Свердловск: фотоальбом".
На лыжную прогулку. Свердловск. 1980

Едет главная ёлка. Свердловск. 1959


На Центральном стадионе. 1960

Новогодний городок на Площади 1905 года. 1978

С Новым Годом! 1974

Клавдия Боярских, шестикратная чемпионка мира по лыжам. 1970

Римма Жукова, чемпионка мира по конькобежному спорту (в центре). 1970
 
Мы читаем. 1960

На переменке. 1977

Вокруг елки (продолжение)

В самом начале XX века лица елочных игрушек стали лепными, производители освоили еще один материал - папье-маше.
В пятидесятых годах запускается новая технология - елочные игрушки на прищепках.
 
 
Самая модная тема в эпоху Никиты Сергеевича Хрущева - сельскохозяйственная. Выпускали весь ассортимент фруктов и овощей. Конечно, преобладала кукуруза. В ту пору на экраны вышел фильм "Карнавальная ночь". Это положило начало выпуску часов и будильников, на которых всегда оставалось пять минут до Нового года.
 











В начале шестидесятых годов на первый план выходит тема космоса. Параллельно стартует и серия девочек в национальных костюмах, которая должна укрепить веру советских граждан в незыблемость постулата "пятнадцать республик - пятнадцать сестер". Появляются игрушки из пенопласта и пластика - они не бьются.
Ставились елки в нашей стране и в первые годы советской власти. Известно, что в 1919 году Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская в Лесной школе, в Сокольниках, организовали елку для детей.
В 1924 году Мария Ильинична Ульянова устроила елку для детей в Горках, где также присутствовал Ленин. Это была последняя елка Ленина и более чем на десять лет последняя елка для всей страны - ее сочли буржуазным предрассудком.
В 1928 году празднование Нового года с рождественской елкой было запрещено. Обычай канул в небытие, а журнал "Юный натуралист" предложил не тратить "ни копейки на этот праздник".
Елки возобновились лишь после выступления в 1935 году в газете "Правда" секретаря Центрального Комитета компартии Украины Павла Петровича Постышева. Он, в частности, писал: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью, через окно, посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, пионерские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть елка!...Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком".
В 1936 году Постышев организовал в харьковском Дворце пионеров одну из первых в стране (после перерыва) новогоднюю елку.  

понедельник, 26 декабря 2016 г.

Уралмаш: история и судьбы

Фидлер В. Ф. (1981 - 1932)

25 декабря 1881года, 135 лет назад, родился Фидлер Владимир Фёдорович, главный инженер Уралмашинстроя с 1926 года и одновременно инженер филиала государственного института по проектированию новых металлургических заводов, где разрабатывались проекты Уралмашзавода и других крупнейших предприятий Урала и Сибири.
Фидлер стоял у истоков строительства Уралмашзавода. Он был фанатом своего дела и всех вокруг умел заражать своей идеей. На ходу решал сложнейшие технические вопросы. За этим стояло гигантское трудолюбие. В архивах хранятся десятки тысяч чертежей, им проверенных, на которых стоит его размашистая подпись.
В 1932 году Владимира Фёдоровича вызвали с докладом в ВСНХ. Решалось форсировать стройку, увеличить мощность завода, и все хотели знать, в какой срок инженер Фидлер сможет реконструировать завод для производства более тяжёлых и крупных деталей. Речь шла о сроках и затратах. Фидлер заявил, что за отпущенные средства он готов уже сейчас выполнять новые заказы: потому что он предусмотрел такой поворот дела и сработал на опережение. Он так и сказал, что срока для реконструкции не нужно, к делу может приступить завтра. А к присутствовавшему Орджоникидзе обратился со словами: "А меня, за то, что я Вас обманул, прошу предать суду!" Орджоникидзе начал демонстративно аплодировать. "Так должен поступать каждый советский инженер", - резюмировал он.
К сожалению, до официального пуска завода Владимиру Фёдоровичу дожить было не суждено. В 1932 году он был приглашён на совещание в Москву, где умер в гостиничном номере. Отказало сердце, хотя есть немало загадочных обстоятельств, которые заставляют усомниться в диагнозе.
Его смерть стала страшным ударом для стройки. 
По образу и подобию Красной площади на площади Первой пятилетки была сооружена усыпальница, где были захоронены останки В. Ф. Фидлера. В1933 году во время пожара в кузнечно-прессовом цехе прах В. Ф. Фидлера загадочно исчез... Уже после смерти Фидлера обвинили во многом: покупке ненужного оборудования, затягивании строительства, подготовке поджога самого лучшего цеха... Сейчас доброе имя Владимира Фёдоровича Фидлера восстановлено.

Блистательная актриса Полина Емельянова

25 декабря исполняется 110 лет со дня рождения Полины Александровны Емельяновой, блистательной актрисы Свердловского театра музыкальной комедии, заслуженной артистки РСФСР.


 Полина Александровна Емельянова родилась 25 декабря 1906 (6 января 1907) в Мелитополе Запорожской области (Украина).
В 1923 году окончила балетную школу Е. И. Мейнгардт со свидетельством «Акробатичка. Солистка балета».
В 1925 году начинает работать в Передвижном театре оперетты И. В. Черномора, затем переходит в опереточную труппу Леонидова, работавшую на Северном Кавказе (амплуа каскадной актрисы).
В 1930-1931 годах работала в драматической труппе Севастополя, с 1932 года  Емельянова — балерина передвижной опереточной труппы, гастролировавшей в Минске, Витебске, Николаеве, Полтаве. В 1933 году Полина Емельянова стала актрисой Свердловского театра музыкальной комедии.
БРОНЗОВЫЙ БЮСТ


САМОЕ ЗАВЕТНОЕ

ПРИНЦЕССА ЦИРКА. Пеликан - А. Маренич. Каролина - П. Емельянова
Полина Александровна Емельянова сыграла все основные роли своего амплуа в классических опереттах, привлекая танцевальностью, легкостью и задором. Она обладала чувством комического, умела создавать острые, живые, часто гротескные сценические характеры. Полина Емельянова и ее муж, актёр Свердловского театра музыкальной комедии Анатолий Маренич, были одним из самых ярких творческих дуэтов театра.
Полина Емельянова скончалась 3 марта 1983 года в Свердловске.

Награды:
* 1946 — Сталинская премия второй степени за исполнение роли мадам Нитуш в «Табачном капитане» В.В. Щербачёва.
* 1947 — «Заслуженная артистка РСФСР».

Роли в театре:
Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии:
* 1933 — «Роз Мари» Р. Фримля и Г. Стотгардта — Ванда (первый спектакль театра)
* 1935 — «Холопка» Н. М. Стрельникова — Полинька
* 1939 — «На берегу Амура» Б. А. Александрова — Сима
* 1945 — «Бронзовый бюст» И. Н. Ковнера — Миличка Кротова
* 1945 — «Девичий переполох» Ю. Милютина — Настасья
* 1955 — «Марк Береговик» К. А. Кацман — Затрешина
* «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова — Гапуся, Яринка
* «Принцесса цирка» И. Кальмана — Каролина
* 1944 - «Табачный капитан» В. В. Щербачёва — мадам Нитуш
* «Миллион терзаний» И. Дунаевского — Шура
* «Трембита» Ю. Милютина — Парася Никаноровна
* «Простор широкий» Е. Родыгина — Глафира
* «Баядера» И. Кальмана — Мариэтта
* «Сильва» И. Кальмана — Стаей
* «Марица» И. Кальмана — Вожена

(Источник: электронный проект Библиотечного Центра Екатеринбург "Память сердца")

суббота, 24 декабря 2016 г.

Демидовские анекдоты (продолжение)

Вниманию читателей предлагаем анекдоты, с которыми до сей поры знаком лишь немногочисленный круг людей. Итак:
 
Демидов очень спешил, поэтому кучер сильно подгонял коня, пока вконец его не загнал. А тут едет мужик на санях, и Демидов попросился к нему. Было морозно, дул колючий ветер. Заводчик продрог, хотя был в тулупе. А мужику хоть бы хны, даром что на нем зипун весь в дырах. Демидов видя такое, спросил, почему он не мерзнет.
- Все просто, барин. Холод в одну дыру входит, а в другую выходит. Не задерживается. Поэтому мне не холодно, - пошутил мужик.

Демидов зашел в дом своего крепостного, хотел шубу расстегнуть, но почувствовал холод. И спросил хозяина:
- Как дела? Что у тебя дома есть и чего нет?
- Что есть? Мороз есть. А чего нет? Нет дров. И денег нет, чтобы их купить.

Демидов спрашивает у своего врача:
- Скажи, когда человеку можно вкусно и плотно поесть?
- Богатому можно есть, когда он вспомнит про еду, а бедному - когда у него есть деньги на еду.

Начало елочных игрушек

В царских залах елку устанавливали в сочельник, 24 декабря. Во времена Николая Первого дерево украшали лишь сладостями - орешками, фруктами и конфетами, обернутыми в золотую или серебряную бумагу. На каждой ветке устанавливали по свечке. А чтобы зажечь их все сразу, между фитильками протягивали нитку, пропитанную раствором фосфора.

Елочные игрушки появились в России только в начале девятнадцатого столетия. Да и то лишь на крышах...питейных заведений. Стоили они неимоверно дорого. Так, во времена Николая Второго всего один набор стоил от трех до пятидесяти рублей. Это было равносильно цене шестнадцати бутылок коньяка "Шустовъ" или двадцати пяти револьверов!

Первоначально елки ставились в доме примерно на сутки. На ветки дерева вечером 31 декабря вешали сладости, фрукты, во время праздничной ночи вкусности съедали, а елку поутру выбрасывали за ненадобностью... Но жаль было с праздником расставаться так скоро, а потому елки уже держали в доме до тех пор, пока не начинали осыпаться иголки. Кому-то пришла в голову идея упаковывать лакомства в бумагу, фольгу, бонбоньерки. содержимое съедалось, а обертки продолжали висеть на дереве еще несколько дней.
Эти незатейливые шедевры и положили начало целому направлению в прикладном искусстве - елочным игрушкам. 
В России первые фабричные игрушки появились около 1880 года. Правда, доставляли их из Германии. Особый шик - заграничные штучки - с фарфоровыми головками, которые продавались в столичных салонах. Из-за дороговизны брали игрушки напрокат. Кто попроще запросто выбирал что-нибудь подходящее на местных ярмарках. Уже к концу девятнадцатого века в России появляются артели по производству игрушек. Правда, крупный завод был всего один - питерский.
Модно было хвастать самодельными игрушками. Причем в домах даже самых знатных вельмож. Накануне Нового года в продажу поступали специальные альбомчики - веселые Дедушки Морозы, ангелочки, человечки и так далее вырезались и склеивались. 

пятница, 23 декабря 2016 г.

Псевдонимы известных людей

Автор, носивший слишком распространенную фамилию, иногда вместо того, чтобы заменить ее псевдонимом, добавлял к ней еще одно слово; получалась двойная фамилия. 
Прибавив к своей фамилии еще одно слово, автор получал гарантию того, что его не спутают с однофамильцами, подчас многочисленными. Вот что, по словам Г. Степанова, рассказывал ему автор "Цусимы" о происхождении своей литературной фамилии: "Настоящая моя фамилия Новиков: однако выступать под нею мне не совсем удобно. Когда я начал писать в литературе уже был Иван Алексеевич Новиков... нас начали смешивать. Это обстоятельство заставило меня взять псевдоним. Стал я подписываться Прибой. Вдруг вижу - под таким именем выступает один офицер-моряк. Тогда я придумал новый псевдоним: Бывший матрос А. Затертый. Печатаюсь... Но что-то не то. И стал я подписываться двойным именем: Новиков-Прибой. Теперь меня уже не спутаешь ни с кем: во всем мире не сыщешь другого человека с фамилией Новиков-Прибой ." 
Добавим, что псевдоним Затертый А. С. Новиков выбрал явно с целью напомнить читателям о тяжелом, бесправном положении матросов царского флота. А псевдоним Прибой был избран потому, что автор писал исключительно на морские темы.
Из-за большого количества однофамильцев не хотел печататься под своей фамилией и автор "Разлома". Он пишет "От рождения до появления первых моих стихов в 1912 г. ... я носил фамилию Сергеев. В литературе уже был Сергеев-Ценский; нужно было как-то дифференцироваться от него. Придумывать какую-нибудь приставку по месту жительства или рождения, называться "Сергеев-Херсонский" или вроде этого было глупо. Я и взял себе фамилию одного из родственников - Лавренев - сперва как псевдоним, а потом окончательно принял эту фамилию".