Некоторые литературные произведения являлись плодом коллективного творчества нескольких авторов (чаще всего двух), но под ними стояла лишь одна подпись - их общий псевдоним (койноним).
Один из наиболее ярких примеров - известный Козьма Прутков, псевдоним А. К. Толстого и трех братьев Жемчужниковых. По существу, это была литературная маска, надетая с целью показать всю узкость мировозрения бюрократов (недаром с портрета смотрел тусклым взглядом ограниченный, тупой и самодовольный чинуша).
Впервые басни, эпиграммы, афоризмы и пьески Козьмы Пруткова появились в 1854 году в приложении к "Современнику" "Литературный ералаш". А в 1884 году они вышли отдельной книгой, которая была снабжена биографическими сведениями об авторе, "директоре пробирной палатки". Впрочем, в предисловии мельком упоминалось, что Прутков - "личность литературная". Его имя и фамилия были взяты у камердинера одного из братьев Жемчужниковых (как последний однажды сообщил в интервью). По другим данным, было использовано имя поэта-чиновника Кузьмы Тимошурина, который издал в Калуге сборник стихотворений, перекликающихся с "опусами" Пруткова.
Этот никогда не существовавший автор прочно вошел в русскую литературу. Некоторые его выражения: "Никто не обнимет необъятного", "Смотри в корень" - вошли в живую речь, стали поговорками. Его сочинения переиздавались свыше 20 раз, в том числе и в советское время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий