четверг, 5 ноября 2015 г.

Знаменитому рекламному плакату - 90 лет


В 1925 году на улицах городов СССР появился плакат Александра Родченко "Книги по всем отраслям знания" для ленинградского отделения Государственного издательства с фотографией женщины-работницы в платке. В роли модели выступила Лиля Брик, многими нитями связанная с литературой и изобразительным искусством своего времени. 
1920-е годы в советской России проходили под лозунгом "Больше реализма!". Писатели проповедовали "литературу факта" и дружно уходили в журналистику, в изобразительном искусстве доминировали фотография и фотомонтаж. Сказке и прочему вымыслу был объявлен решительный бой. Эти же принципы внедрялись в рекламе и в оформлении книг.
Александр Родченко на фоне плаката "Броненосец Потемкин". 1925 г.
Александр Родченко отверг старую художественную эстетику и густо населил свои фотомонтажи реальными людьми.И когда художник получил заказ от Госиздата, сомнений не было: на одном из плакатов должна появится муза Маяковского и адресат его любовной лирики. Выходцы из буржуазных семей в ту пору нередко перевоплощались в пролетариев. Революционеры носили кепки, писатели примеряли рабочие блузы, богемная Лиля Брик вошла в образ "фабричной девушки". Она "озвучивает" плакат, призывая народ покупать книги государственного издательства, качественную, политически грамотную продукцию. 
Именно в 1925 году плакатный и книжно-журнальный дизайн стали для Александра Родченко неразделимы. 
В 1923 году Родченко оказался одним из первых слушателей поэмы "Про это": Маяковский читал ее в квартире Бриков. К первому изданию поэмы художник-дизайнер выполнил обложку и 11 фотомонтажей - это первый в России опыт оформления книги в подобном жанре. На тех чтениях присутствовала и Лиля Брик, которую Родченко впоследствии будет много фотографировать с разными целями и в разных ракурсах. 
В середине 1930-х годов эта профессия стала вытеснять из жизни Родченко книжный и плакатный дизайн. На то были причины: изменилась политическая, а вместе с ней эстетическая конъюнктура. Плакаты в слишком броской и дерзкой стилистике вышли из моды. А фоторепортаж был востребован в иллюстрированных журналах и "окнах ТАСС". Но в некоторых работах Родченко 1930-1940 годов (обложки альбомов, оформление выставок) ощущаются отзвуки эпохи Левого фронта, когда в борьбе, спорах и опытах рождалось новое искусство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий