Христиан Гюйгенс, отец диапроектора |
В середине 1659 года физик Христиан Гюйгенс соорудил прибор, который умел проецировать на стену изображения. Он состоял их параболического отражателя, яркой лампы, конденсирующей линзы, стекла для прикладывания к нему картинки и, главное, регулируемого объектива из двух конвексных линз. Гюйгенс дал своему детищу имя Iaterna magica - "волшебный фонарь". Прибор нужен был ему для сопровождения научных лекций, но вот отец физика в 1662 году заинтересовался фонарем с другой точки зрения: ему пришло в голову, что было бы очень смешно спроецировать на стену рисунок скелета или привидения. Гюйгенс очень рассердился. Он немедленно представил себе, как отец притащится к французскому королевскому двору и начнет профанировать его изобретение своим фиглярством. Ученый вывернул из фонаря линзу и заявил, что прибор сломался.
Однако Гюйгенс-старший оказался прозорливее сына. Как только общество разведало о существовании Iaterna magica, аппарат немедленно был приспособлен для показа именно привидений. То есть его продолжали использовать во время лекций, и английский физик Уильям Грейвсенд даже превратил это в традицию, но по значимости она несравнима с развлекательным применением волшебного фонаря. Некто Томас Вальгенштайн первым придумал, что можно собирать публику, давать представления из сменяющих друг друга картинок с прыгающими и кривляющимися скелетами и брать за это деньги.
Диапроекторы такого типа стояли в XIX в. и в частных домах, и в общественных местах |
В XVIII веке Европу наводнили бродячие иллюзионисты, путешествующие с волшебным фонарем и набором картинок. Поскольку проецируемое изображение было контрастным и черно-белым, никакого сложного сюжета из этих картинок выстроить не удавалось, и наибольшим успехом все равно пользовались пляшущие привидения. В 1798 году эти сеансы получили название "фантасмагория". Показ шел в темноте, тогда как театральные спектакли шли в то время при свете. Из-за полумрака зрителю было немного жутко, но и весело, так как потайной страх удавалось сделать коллективным и разоблачить, превратить в кунштюк (фокус).
Один из самых ранних предшественников кино - французский "прашиноскоп" |
Кажется, волшебный фонарь, или, как его стали позднее называть, диапроектор, существует в качестве домашнего развлечения до сих пор или по крайней мере существовал до недавнего времени. Разумеется, этот аппарат едва заметен в тени его великого потомка - кинопроектора, но принцип их гипнотического воздействия совершенно одинаков. Кино - это сон наяву.
В XIX веке рисование диапозитивов превратилось в самостоятельное искусство |