четверг, 18 января 2018 г.

Из истории вещей. Детская коляска

Если подвешенная к потолку люлька была известна еще в седой древности, а кроватку-качалку придумали в некий не поддающийся датировке момент Средневековья, то детская коляска имеет точную дату рождения: 1730 год.
Первыми захотели подарить своим детям коляску Уильям Кавендиш, третий герцог Девонширский, и его жена Кэтрин. Заказ получил архитектор Уильям Кент. Собственно, это была не коляска в нашем понимании, а крохотная карета, в которую запрягался шотландский пони. Впрочем, еще более ста лет коляска оставалась невероятной диковинкой. По-настоящему мода на нее возникла с легкой руки королевы Виктории. Любвеобильная мать девятерых детей, она относилась к своим родительским обязанностям ничуть не менее серьезно, чем к монаршим. Ребенок занимал важное место среди викторианских ценностей, и вслед за королевской семьей колясками стали обзаводиться все состоятельные люди, сперва в Англии, а потом и по всему миру. Коляска должна была быть непременно английской! 



 










К 1840-м годам пони сменились нянями, однако и они продолжали таскать эту тележку за собой. Революционный скачок произошел в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запантентовал коляску с ручкой сзади. Это резко увеличило как управляемость маленького экипажа, так и наблюдаемость пассажира. Однако внешние очертания, повторяющие все извивы взрослой моды на ландо и кареты, сохранились (отсюда и русское слово), а вместе с ними сохранилась и концепция, что ребенок должен в коляске сидеть. Это сужало сферу ее применения: она подходила лишь для тех детей, которые уже научились вести себя как взрослые. Что касается малышей, то случаи их выпадения из "экипажа" были не редкостью. Лишь в последней трети XIX века коляска окончательно утратила черты сходства со взрослым экипажем и превратилась в люльку на колесах.
Однако, даже эта метаморфоза не изменила отношения к коляске как к виду транспорта, а коль скоро она стала массовым предметом, полиция Лондона в 1873 году запретила возить ее по тротуарам. Мало того, в 1880 году было обнародовано требование ко всем колясковладельцам оборудовать эти экипажи красными и белыми сигнальными фонарями. Когда пошла мода на первые автомобили, то появились и автоколяски, тогда родители стали требовать от нянь вместе с рекомендациями еще и водительские права. Однако глобальное наступление машин и загазованность улиц быстро сделали все это ненужным - коляска была вытеснена в парки и скверы, туда, где она пребывает и поныне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий