суббота, 3 октября 2015 г.

Душа проходит, как любовь...

 Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Есенина.
Пожалуй, самый народный из русских поэтов. Его стихи распевают во время застолий - и в горе, и в радости. В то же время одна из самых загадочных фигур русской поэзии Серебряного века. 
Есенин с сестрой Екатериной. 1924 г.
В чем загадка такой любви к Есенину простых людей, а с другой стороны - уголовников? Ведь поздний (да и ранний) Есенин писал отнюдь не просто. У него была достаточно сложная, если не сказать искусственно усложненная, поэтика, особенно в период имажинизма. 
Есенин, безусловный новатор, один из реформаторов рифмы. У него был абсолютный слух, и мастерство его абсолютно: и ритмическое, и метафорическое. Он как стихотворный боец сверхуровня - легчайшими движениями делал такое, чего сотни и сотни его последователей не могут воспроизвести. Потому что та, казалось бы, легкая певучесть, искренность, трепетность, которой он славен - она недостижима ни для кого. 
Есенин - и здесь на Горького сошлемся - был русской природой, обретшей язык. А все мы любим свою природу, мы из нее выросли, это наше материнское чрево, мы бессознательно угадываем кровное тепло
Каково вообще место Есенина в иерархии русских поэтов Серебряного века?
Есенин, безусловно, в первом ряду, Есенину не надо искать место в иерархии Серебряного века. У Есенина свое место в иерархии высших достижений всей русской словесности - а значит, и мировой - по той простой причине, что русская литература объективно - одна из пяти-семи сильнейших в мире литератур. Среди сотен и даже тысяч языков. То есть, по сути, перед нами одно из немногих чудес света и оправданий существования человека. 
 
Вот этот список, мы все его помним: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Гумилев, Есенин, Маяковский, Мандельштам... Ахматова и Цветаева. Это величины, о которых не надо спорить. 
                                                                            Из интервью писателя Захара Прилепина "Российской газете".

Комментариев нет:

Отправить комментарий