понедельник, 26 июня 2017 г.

Свердловские бренды. "Ой, рябина, рябинушка..."

Только одна песня свердловских авторов стала мировым шлягером.
Это «Уральская рябинушка», сочинённая музыкальным руководителем Уральского народного хора на стихи редактора областной молодёжной газеты.
 «Уральская рябинушка», которую сегодня многие считают народной песней, на самом деле появилась только в середине ХХ века, и случилось это благодаря... Коммунистической партии Советского Союза.
В начале 1953 года Уральский народный хор (УНХ) готовился к своему первому юбилею – коллективу исполнялось 10 лет. Отметить эту дату планировалось большим отчётным концертом в Москве, и на нём по канонам тогдашнего времени требовалось исполнить (помимо своего основного репертуара) какую-то новую песню о «руководящей и направляющей силе советского общества», то бишь – о коммунистической партии.
Написать музыку должен был 28-летний выпускник Свердловской консерватории Евгений Родыгин, который на тот момент заведовал музыкальной частью хора, а за стихами обратились к известной в Свердловске поэтессе Елене Хоринской. Песню соавторы сочинили (она получила название «Слава партии» и даже была записана на пластинку), но помимо этого – так сказать «между делом» – положили начало поистине великому произведению.

В процессе работы над «Славой партии» Родыгин несколько раз заходил к Хоринской домой. На рабочем столе поэтессы всегда лежал ворох бумаг со стихами. И однажды взгляд композитора упал на листок со строчками: «Рябина-рябинушка на горе крутой».
– Сознание буквально вцепилось в эти стихи, – рассказывал впоследствии Евгений Павлович в интервью «Областной газете». – И пока мы разговаривали, я про себя, в голове, сложил эти строчки в мотив припева. Пришел через полчаса домой, наиграл, спел. Мне понравилось... И сразу после этого как-то очень легко и естественно к припеву досочинился и запев...
На следующий день Родыгин попросил у Хоринской полный текст стихотворения, но та решительно отказала, сославшись на то, что на эти стихи уже написана музыка – свердловским композитором Кларой Кацман, которая тогда была гораздо большим авторитетом, чем молодой Родыгин. Более того: песня была не просто сочинена, но и опубликована – в «Уральском рабочем», главной (тогда главной ) газете Среднего Урала.
Однако Родыгина вся эта информация ничуть не смутила: он не раз в своей жизни сочинял мелодии на стихи, которые уже имели музыкальное воплощение. Например, стихотворение Евгения Долматовского «Где ты раньше был?» первым «омузыкалил» Эдуард Колмановский в конце 70-х годов ХХ века, но это не помешало уральцу через несколько десятилетий написать свой вариант. Вот и в случае с «Рябинушкой» Родыгин, получив отказ Хоринской, просто нашёл соответствующий номер «Уральского рабочего» и переписал текст оттуда.
 Убеждённый, что ему улыбнулась удача, Родыгин принёс песню на репетицию хора. И – абсолютно неожиданно для себя – получил нокаутирующий удар: «Рябинушку» отвергли.
 Родыгин тогда был еще совсем молодым композитором, и ему некуда было обратиться за поддержкой. Но, к счастью для всех нас, артистам хора мелодия понравилась. И они по предложению Родыгина стали разучивать песню тайно: оставались в ДК Горького после окончания официальных репетиций и работали над «Рябинушкой», надеясь на счастливый случай, который позволит «легализовать» песню*. И такой случай вскоре представился...
Осенью 1953 года Уральскому народному хору предстояли гастроли в Румынии. Программа концертов в таких случаях литировалась, то есть прослушивалась сотрудниками отдела культуры областного комитета КПСС.
Просмотр проходил в Оперном театре. То, что члены комиссии увидели и услышали, они одобрили, но выразили пожелание дополнить программу.
– Не хватает какой-то нежной, лирической мелодии, наподобие «Черемухи» («Под окном черемуха колышется» – песня, с которой Уральский хор в 1951 году победил на Международном фестивале в Берлине – Прим. «ОГ»), – сказал председатель комиссии. – Есть у вас что-то такое?
Солистки хора Анна Петрова и Августа Устюжанина быстро переглянулись и в один голос ответили: «Да!»
– Ну так пойте, – распорядился чиновник.
Родыгин взял баян, заиграл, артистки запели...
– То, что надо, – констатировали принимающие и залитировали песню.
Когда прошла первая эйфория от того, что песню удалось донести до слушателей, Родыгин понял, что надолго в памяти людей «Рябина» не задержится: текст был слишком сиюминутный и к тому же излишне идеологизированный: речь там шла об уральском парне, уехавшем на строительство Волго-Донского судо­ходного канала. Да и с чисто поэтической точки зрения «Уральская рябина» – это, если честно, не стихи вовсе, а просто рифмованные строчки.
Чтобы песня ушла в народ, нужны были другие слова – мягкие, лиричные.. И Родыгин решил заказать для своей мелодии новые стихи, но заказать их не Хоринской, а другому поэту. Выбор пал на 34-летнего журналиста Михаила Пилипенко. Стихи получились душевными и, как выяснилось чуть позже, легко запоминающимися.
 
Первым «Рябинушку» исполнил Уральский народный хор. Запевалой была Анна Петрова (альт). Она в одиночку пела две первые строчки каждого куплета, а две следующих – вместе с Августой Устюжаниной (сопрано). На припеве к ним подключался весь хор.  
После Уральского хора «Рябинушку» перепело огромное количество исполнителей, причём не только наших, но и зарубежных. Среди последних были и звёзды мировой величины.
Источник: "Областная газета".

Комментариев нет:

Отправить комментарий