пятница, 22 марта 2019 г.

Екатеринбург в произведениях художников

Казалось бы, чего уж проще - нарисовать свой город? Но почему-то никто не рисовал город Екатеринбург в его "начале славных дел".
Екатеринбург был основан в 1722 году, когда городской пейзаж как жанр уже давно развился в творчестве "малых голландцев", изображавших ратуши и рынки, площади и каналы своих ухоженных городов. И набирал сил новый жанр - ведута детальная и обширная городская панорама. Но в России ведута осталась в первую очередь услаждением столиц. 
Самой значительной ведутой Екатеринбурга оказалась акварель художника В. Петрова, сделанная в 1789 году.
Легко определить, что Петров стоял примерно на месте дома Севастьянова: мы видим многолюдную Плотинку, крыши и трубы завода, выстроенное на "голландский манер" здание горнозаводского правления, Богоявленский собор, лодки на пруду. На переднем плане не просто стаффажные фигурки, а целый бытовой сюжетец с каретой, у которой отвалилось колесо. Эта акварель хранится в Государственном историческом музее.
Впрочем, ведута - жанр довольно условный и не всегда репрезентативный для города: человек воспринимает среду иначе, нежели предполагают каноны жанра. Неловкие и громоздкие ведуты точно и более-менее умело скороговоркой перечисляют объекты городской застройки, но не создают образа города. 
В бурном XVIII веке Уралу и Екатеринбургу вообще было не до художества. Заводчики запруживали реки и строили заводы, царские фавориты боролись с горными начальниками, заводские батальоны давили дикие крестьянские мятежи, рудознатцы рыли по урманам железо, золото и самоцветы, полевые батареи бомбардировали полчища вечно бунтующих башкир, заводские гении сооружали в цехах причудливые деревянные машины с водобойными колесами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий