вторник, 12 июля 2016 г.

"Железный занавес". Или как политика вторгается в язык





Выражение "железный занавес" вызывает недобрые ассоциации, а сейчас оно снова актуально. 
Но у  этого словосочетания есть и прямой первоначальный смысл. Раньше в театрах использовали свечи, и всегда существовала опасность возникновения пожара. Если такое случалось, рабочие опускали железный занавес, который наглухо отделял сцену от зала и давал зрителям возможность спастись.

 Впервые такой занавес был применён во французском Лионе в XVIII веке, и потом эта мера безопасности была обязательной при строительстве театров.
Не всегда железный занавес скрыт от взглядов зрителей. Уникальный железный занавес пражского Национального оперного театра, расписанный лучшими художниками XIX века , - предмет гордости чешской столицы. 

Железный занавес в пражском оперном театре

Когда же выражение "железный занавес" стали употреблять в переносном значении? В книге русского философа Василия Розанова "Апокалипсис нашего времени", написанной в 1917 году, читаем: "С лязгом, скрипом, визгом опускается над русской историею железный занавес. Представление закончилось. Публика встала. Надо надевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось".



 

Впервые выражением "железный занавес" в публичном выступлении блеснул премьер-министр Франции Жорж Клемансо в 1919 году на Пражской мирной конференции: "Мы желаем поставить вокруг большевизма железный занавес, который помешает ему разрушить цивилизованную Европу". 
Но известным это выражение стало после фултонской речи Черчилля. 5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже в Фултоне он сказал: "От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес". 
Так политика взяла выражение из мира театра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий