среда, 28 сентября 2016 г.

Из истории вещей. Колокол

 
Колокол - изобретение западное.
В античности маленькие колокольчики использовались как детская игрушка, элемент одежды жрецов, ботало для скота, а большой колокол был создан впервые в IX веке. Произошло это в монастырях Ирландии, где до сих пор в Дублинском музее хранится один из первых образцов, так называемый колокол св. Патрика. Тогда колокола не имели расширения книзу, и голос их был не очень звучным. Новая мода быстро распространилась по Европе, и колокол уверенно вытеснил било и клепало, которыми раньше созывали прихожан на службу.

В отличие от греков, которые сохранили приверженность к клепалу и подозрительность к новой моде, Русь полюбила колокола сразу. Они появились в Новгороде уже в XI веке, когда Европу охватил новый колокольный бум: люди выяснили, что идеальный звук исходит из колокола, имеющего форму срезанной посередине груши. Тогда же начали появляться и колокольни (самая ранняя из сохранившихся - в Риме). Колокольный звон слышался за десятки миль.
И колокол поменял назначение. Из церковного предмета он превратился в светский и стал первым в истории средством массовой коммуникации. Колокола сообщали самую разнообразную информацию горожанам. "Хлебный" в Турине подавал сигнал замешивать тесто, "колокол чистоты" в Бонне призывал мести улицы, "трудовой" в Аахене был предвестником фабричных гудков, а вот "процентный" во Фрайбурге сообщал, что пришла пора возвращать долги, "пивной" в Гданьске разрешал открываться харчевням, а "колокол пьяниц" в Париже приказывал им закрыться, "кровавый" в Кёльне сообщал о суде, а "колокол бедного грешника" в Лондоне - о казни. И ещё был "воротный" колокол, который повсюду сообщал о закрытии городских ворот.
На Руси тоже были колокола на специальные случаи жизни, но их было немного, так как городская жизнь была развита слабо: "всполошный" - для пожара, "охранный" - для вьюги, "осадный" - для войны.

Пасхальная неделя на Руси называлась звонильной, поскольку в это время любой мог звонить от души
Привозимые из Европы колокола были небольшими, что объяснялось трудностями транспортировки. Но в XIII веке на Руси освоили литьё колоколов, они стали увеличиваться в размерах и достигли максимума в XVII веке.

Когда в 1510 году по приказу Василия III дьяк Долматов снимал псковский вечевой колокол, "бе тогда в Пскове плач и стенание во всех домах"
Именно к этому времени относится Царь-колокол весом в 12000 пудов (пуд = 16,3804964 кг), который, впрочем, лопнул при изготовлении. Такие чудища назывались "тяжкими", а "пуститься во все тяжкие" означало "звонить во все колокола".
Мятежники в Средние века стремились захватить звонницы, чтобы ударить в набат. Действительно, средство массовой коммуникации! Тогда - колокола, сейчас - телевидение. (Из книги Иванова А. С. "1000 лет озарений.История вещей")

Комментариев нет:

Отправить комментарий