среда, 11 февраля 2015 г.

Нобелевская премия Борису Пастернаку: тайны и реальность



 

27 октября 1958 года шведский Нобелевский комитет присудил Нобелевскую премию по литературе Борису Пастернаку. А год тому назад в итальянском издательстве Фельтринелли вышел запрещенный на родине роман Пастернака «Доктор Живаго». 




Выход романа за границей и присуждение Нобелевской премии вызвали травлю Пастернака в СССР. Его исключили из Союза писателей, а советская пресса писала о нем как об «изменнике Родины». «Не читал, но осуждаю!» - таков был лейтмотив спланированных читательских писем с требованием кары опального поэта. 
  Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии. Вслед за первой телеграммой в адрес Шведской академии, где говорилось, что Пастернак "чрезвычайно благодарен, тронут и горд, изумлен и смущен", через 4 дня последовала другая: "В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не примите за оскорбление мой добровольный отказ". На церемонии награждения член Шведской академии Андрее Эстерлинг сказал: "Разумеется, этот отказ никоим образом не принижает значимость награды, нам остается выразить сожаление, что награждение лауреата Нобелевской премии не состоится".

В письме к Н. С. Хрущеву, бывшему в то время первым секретарем ЦК КПСС, составленном юрисконсультом Союза писателей и подписанным Пастернаком, выражалась надежда, что ему будет разрешено остаться в СССР. "Покинуть Родину для меня равносильно смерти, — писал Борис Леонидович. — Я связан с Россией рождением, жизнью и работой".
Вопреки заявлениям многочисленных критиков, творчество Пастернака никогда не было оторванным от жизни, "индивидуалистическим". Он был поэтом, а это звание не несет никаких обязательств перед властью и обществом. Если поэт и расходился с властью, то не по политическим, а, скорее, по моральным и философским взглядам на искусство и жизнь. Он верил в человеческие, христианские добродетели, утверждал ценность бытия, красоты и любви, отвергая насилие. В письме к одному из своих переводчиков Пастернак писал, что "искусство не просто описание жизни, а выражение единственности бытия... Значительный писатель своего времени — это открытие, изображение неизвестной, неповторимой живой действительности".
 

Эту неизвестную действительность, ощущение от ее открытия Пастернак передал в своих стихах. 11 февраля 1959 года в лондонской Daily Mail появилось стихотворение Пастернака «Нобелевская премия», в нем Борис Леонидович писал: 

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.


Дух добра коснулся и самого поэта, и памяти о нем. Его знаменитое "свеча горела на столе, свеча горела...", по большому счету, относится как к творчеству самого Пастернака, так и к искусству вообще.
   
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 В СССР роман"Доктор Живаго" был опубликован только в 1988 году.
 Диплом и медаль были вручены его сыну в 1989 году.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий