среда, 11 апреля 2018 г.

Весенние распродажи в дореволюционной Москве вызывали небывалый ажиотаж

Пасхальная "дешевка".

"Русский человек, не в пример иностранцам, обладает одною органическою особенностью. Мужик ли он или графиня, живет ли по нянюшкиным сказкам или по Льву Толстому, он одинаково не считает предосудительными три вещи: проехаться даром по железной дороге, попросить на чаек и купить за дешево дорогой товар... Эта скабрезная особенность присуща в особенности москвичам...", - писал в 1885 г. А. П. Чехов. Зная страсть жителей Первопрестольной к экономии, московский торговый люд в честь Пасхи устраивал небывалую "дешевую продажу", прозванную жителями "дешевкой". В 1890-е гг. слово "дешевка" в значении дешевой распродажи товаров или места такой распродажи повсеместно вошло в обиход, что отразилось в "Словаре русского языка" под ред. Я. К. Грота.
Модница нач. XX века.
Начиная с 1870-х гг, в центре Москвы один за другим возникают пассажи - галереи магазинов с внутренними переходами и рядами лавок, расположенных в едином закрытом пространстве, ставшие "явлением культуры, символом процветания и прогресса в России XIX века".
Обычно перед Пасхой практически во всех московских магазинах проводился так называемый обсчет товаров, и в ходе этой ревизии выявлялась масса разнообразных "остатков": тканей с неудачным рисунком или цветом, платьев, костюмов и других вещей, вышедших из моды и бракованных, выгоревших на витринах, неудачного фасона, несезонных и прочего залежалого товара. Преимущественно этим и торговали на "дешевке", которая обыкновенно начиналась в среду после Пасхи и особый размах приобретала на Фомину неделю - вторую неделю после Светлой седмицы.
Дамы в выходных одеяниях. Не с распродажи ли наряды?
Пасхальная открытка начала века.
С развитием розничной торговли и многократным увеличением ее объемов у конкурирующих торговых предприятий появилась необходимость чаще обновлять ассортимент и избавляться от остатков, и к началу Первой мировой войны наряду с "пасхальной дешевкой" во многих магазинах империи прижилась традиция новогодней, масленичной "дешевой продажи", а также выросло число "случайных" распродаж: "по случаю теплой зимы", "случайно купленной партии товара", "по случаю пожара" и т.д. "...Запестрели тут и там полотняные вывески "Окончательная распродажа", "Небывалая распродажа", "Распродажа по ценам ниже всех распродаж". Так накануне революции московская "дешевка" перестала быть уникальным явлением торговой жизни империи.
                                                Журнал "Родина".

Комментариев нет:

Отправить комментарий