среда, 16 мая 2018 г.

Екатеринбургскому автобусу 105 лет

Май 1913, 105 лет назад, появился первый маршрутный автобус. 

Появление автомобилей в Екатеринбурге, а это случилось в 1907 году, не подтолкнуло городские власти к устройству общественного автомобильного транспорта. Инициатива была частной. Выходец из дворян, предприниматель Владимир Ярутин подал заявление в Думу 14 августа 1910 года, в котором просил разрешить ему завести «движение автомобилей – автобусов для 10-20 персон».
Надо сказать, что Ярутин рассматривал Екатеринбург как будущий центр автомобильного транспорта всего Урала. Он предлагал открыть движение автомобилей - автобусов по Главному проспекту (проспект Ленина), по проспектам Покровскому (ул. Малышева) и Арсеньевскому (ул. Свердлова) до вокзала. Предполагалось, что движение будет начинаться в 7 утра и заканчиваться в 8 часов вечера. Дежурные машины будут «подаваться к театрам, клубам, садам и лучшим меблированным домам». Проезд – платный. От Московской заставы до старого театра (кинотеатр «Октябрь») – 10 копеек, от вокзала до Александровского проспекта (ул. Декабристов) – 25 копеек.


Пионер автобусного движения получил "добро". "Господин Ярутин может пустить по всем улицам города автомобили, омнибусы, платформы, лимузины, ландо без ограничения количества экипажей и мест в них". Правда, перед ним поставили жёсткое условие: автомобили должны быть бесшумными. Покой граждан ставился во главу угла.
Однако ввести автобусное движение не удалось. Что называется «заволокитили».
Ярутин передал монопольное право на организацию автобусного движения московскому купцу В. Е. Бочарникову. Но тот не спешил. Не пустил автобусы ни в августе 1912 года, ни в феврале 1913-го, как сам обещал. Только в мае 1913 по тряским екатеринбургским мостовым начал курсировать один-единственный автобус, правда, вскоре его движение прекратилось. Но начало уже было положено.


 






























 Извозчики окрестили автобусы, отбивающие у них клиентов, "собачьими ящиками" и утешали себя лишь тем, что в городе достаточно грязных и топких улиц, по которым никакой "Фомаг" не пройдёт. Уж там-то наверняка не обойтись без старой доброй лошадки и пролётки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий