понедельник, 11 июля 2016 г.

Великий русский издатель И. Д. Сытин


25 % всей книжной продукции в России в 1914 году выпускало "Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И. Д. Сытина". Иван Сытин имел репутацию малограмотного человека из народа и извлекал из этого все возможные и невозможные бонусы. В школе заставить себя учиться он так и не смог и, если верить современникам, до конца дней писал с ошибками. Зато не было проблем с коммуникабельностью и коммерческой жилкой.
Подростком И. Сытин работал в лавке, где торговали лубочными книжками. Владелец лавки часто отправлял своего энергичного приказчика в деловые поездки. Например, Иван Сытин отвечал за книжный прилавок на Нижегородской ярмарке. Там Сытин круто изменил торговую политику шефа. Если раньше в Нижний везли книги, которые плохо продавались в Москве, то Сытин попытался понять, что действительно нужно людям, пришедшим непонятно за какой книгой. Ведь большинство покупателей составляли не очень грамотные крестьяне, которые должны были на всю деревню привезти увлекательного чтива с яркими картинками. Получив полное удовлетворение, крестьяне рекомендовали лавку знакомым. От покупателей не было отбоя. Оборот у лавки в результате значительно вырос.

Календари читали даже те, кто ничего не читал, поэтому рынок был гигантским
Сытин фонтанировал идеями, а чтобы их реализовать, нужна была самостоятельность, что и произошло: он отделился от Шарапова, владельца лавки. Он даже обзавёлся суперсовременным французским станком, который мог печатать цветные иллюстрации. Сытин вложился в дорогую технику, предназначенную для выпуска качественных иллюстрированных книг, а печатал на ней лубочные картинки. В 1877 году, когда началась Русско-турецкая война, новая машина показала свои возможности. Сытин начал печатать копии карт с обозначение укреплений и расположения воинских частей. Карты имели подзаголовок "Для читателей газет. Пособие". Это была гениальная идея. Газеты не имели технической возможности помещать иллюстрации, а читать отчёты о военных действиях без карт было сложно. Конкурентам Сытина потребовалось три месяца, чтобы понять, какое золотое дно нашёл никому неизвестный издатель. Это было началом карьеры великого русского издателя.
Сытин был то ли просветителем, то ли расчётливым бизнесменом, понявшим, что спрос на книги будет расти вслед за грамотностью.

Издание наглядных пособий для сельских школ было делом не только престижным, но и очень прибыльным

Бывший крестьянин построил медиаимперию. Он печатал и газеты, и школьные учебники, и собрания сочинений классиков, и календари, и дешёвую массовую литературу. При этом оставался прижимистым бизнесменом, который дистанцировался и от государства, и от оппозиционных партий.
После революции Сытин остался в России. Конечно, его предприятия были национализированы. Издатель даже попытался сотрудничать с новой властью, но из этого ничего не вышло. (По страницам журнала "Коммерсант ДЕНЬГИ")

Сытин одним из первых понял, что с развитием школьного дела появляется большое количество грамотных подростков, которые любят читать про приключения и географические открытия

Комментариев нет:

Отправить комментарий