15 мая 1942, 75 лет назад, состоялся первый в СССР полет самолета с реактивным двигателем.
Г. Я. Бахчиванджи |
Кажется, что этот небольшой самолёт, установленный на пьедестале в екатеринбургском аэропорту "Кольцово", вот-вот сорвётся с места и ринется в голубую высь. Так и было 15 мая 1942 года: первый отечественный истребитель-перехватчик с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) совершил успешный полёт.
В годы Великой Отечественной
войны в Свердловск было эвакуировано много научных организаций из Москвы
и Ленинграда, в том числе - НИИ ВВС (в поселке Кольцово), Военно -
воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского (во Дворце пионеров).
Конструкторское бюро В. Ф. Болховитинова, обосновавшееся в поселке
Билимбай, работало над созданием самолета с реактивным двигателем. В
апреле 1942 первый самолет был доставлен из Билимбая в поселок Кольцово
для испытаний. Испытательный полет должен был совершить летчик-
испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Это событие описал Борис
Черток, ученый, конструктор космических аппаратов, в книге "Ракеты и
люди".
"Рев двигателя над затихшим аэродромом и яркий факел возвестили
начало новой эры. Сотни людей 15 мая 1942 года наблюдали, как самолет
стал быстро разбегаться по взлетной полосе. Он мягко оторвался от земли и
взлетел с резким набором высоты... весь полет продолжался 3 минуты 9
секунд. За 60 секунд была достигнута высота 840 метров при максимальной
скорости 400 км/ч..." Посадка была жёсткой, подломилась стойка шасси. Бахчиванджи доложил Болховитинову:
- Вернулся из аварийного полёта.
- Чудак! Ты вернулся из героического полёта!
Истребитель БИ - 1 (Березняк, Исаев - конструкторы самолета) открыл новую эру - эру реактивной авиации. Да, это был ещё самолёт, а не ракета, и двигатель не очень мощный, но уже ракетный, по принципу ракетный. Бахчиванджи совершил рывок в будущее.
"Без полётов Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы 12 апреля 1961 года", - сказал однажды Юрий ГАГАРИН.
Комментариев нет:
Отправить комментарий