Часто перед фамилией уже умершего писателя, поэта или исторического лица ставились начальная буква имени настоящего автора или имя, имевшее символическое значение.
Н. К. Чуковский дебютировал в начале 1920-х годов стихами, подписанными Н. Радищев (автора "Путешествия из Петербурга в Москву" звали Александром). Целью было подчеркнуть духовное родство автора с тем лицом, чью фамилию или псевдоним он использовал, но в то же время показать свое отличие от него.
Символист Федор Сологуб по паспорту был Тетерниковым; ему понравилась фамилия умершего задолго до его вступления в литературу В. А. Соллогуба, автора "Тарантаса", но второе "л" он убрал.
Заимствовал свою литературную фамилию у реального лица и автор "Двух капитанов". Он сообщает: "Фамилию Каверин я выбрал, так как вырос в офицерской семье, мечтал о гусарстве и подражал старшему брату, которого так и называли "гусар". Конечно, П. Каверин, лицо историческое, приятель Пушкина и Евгения Онегина ("... и он уверен, что там уж ждет его Каверин") и по характеру, и по близости к Пушкину сыграл в этом решении немалую роль".
А вот как рассказывает о начале своего литературного пути В. Ф. Панова: "Я стала думать: какой же взять псевдоним? Почему-то мне хотелось принять фамилию какого-нибудь литератора, уже известную. Мне представилась подпись "Вера Гаршина", но и тут же подумала, что замахнулась высоковато, и стала ждать, пока не подвернется что-нибудь менее обязывающее. Оно подвернулось: в какой-то книге я встретила фамилию Вельтмана (раньше я не знала, что в прошлом веке был такой писатель). Мне представилось, что подпись Вера Вельтмон будет не мещанской и благозвучной".
Однако этот псевдоним Панова оставила вместе с работой в газетах и стала печататься под своей фамилией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий