Чем диктовались размеры города в середине XIX века? Да в первую очередь тем, сколько времени требовалось жителю, чтобы пешком добраться до места работы. Но вот когда началась промышленная революция и бум банковского капитала, когда города стали расти как на дрожжах и передвигаться по ним пешком сделалось затруднительно, тогда толпам пролетариев и клерков потребовалось как-то ехать к месту службы. Тут-то и встал со всей остротой вопрос об общественном транспорте.
Уильям Джой. "Омнибус". 1840 год |
Уже в 1886 году конка перевозила в Англии миллион человек в день. Однако такой вид транспорта был весьма антисанитарен: каждому вагону требовалось от пяти до семи лошадей, над улицами поднимался запах навоза.
В качестве альтернативы конке предлагались фуникулер и паровоз. Но первый был ограничен крутым рельефом, а второй - чересчур разрушителен в городских условиях.
В 70-х годах благодаря изобретению динамомашины удалось сделать электрический трамвай - первый образец был продемонстрирован на Берлинской промышленной выставке в 1879 году. Линия длиной два с половиной километра проходила в Лихтерфельде - фешенебельном юго-западном пригороде Берлина.
Дамам в России запрещалось ездить на "империале" - верхней площадке трамвая. |
Конка на Серпуховской площади в Москве. 1880-е годы. |
Идея вдохновила многих - и уже 3 сентября 1880 года в Санкт-Петербурге на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка инженер Федор Пируцкий привел в движение вагон на электротяге - впрочем, тогда это не произвело на городские власти особого впечатления, в результате первая регулярная линия была построена в Шарлоттенбурге, западнее Берлина, в 1881 году.
В Российской империи он появился в 1892 году в Киеве и ходил с Подола на Крещатик. Крутой подъем не давал там пустить конку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий