В 345 километрах от Екатеринбурга на правом берегу реки Юрюзань находится гора Янган-Тау (504 м). С башкирского название переводится как "горелая (горящая) гора". Беспрестанно на поверхность из горы по вертикальным трещинам выходит термальный пар (до + 40° - + 140°) и газ. По прогнозам учёных, это явление просуществует ещё минимум 450 лет.
Первым это уникальное явление описал П. Паллас (берлинский учёный) в 1773 году в книге "Путешествие по разным провинциям Российской империи". Изучение "Горелой горы" начал век спустя академик Ф. Чернышёв.
Существует много версий относительно феномена горы Янган-Тау. В одном учёные солидарны: тепло выделяют окисляющиеся битумизированные сланцы. Но для окисления нужен кислород. Очаги тепла находятся на глубине почти в сотню метров. По местной легенде тепло начало выделяться после того, как в сосну, стоящую на горе, ударила молния. Дерево сгорело, а огонь двинулся в глубь горы. Но источников несколько. Сплошные загадки.
Полезными свойствами горы люди с удовольствием пользуются.
Открыл источник тепла старик-пастух, который, укрываясь от дождя, спрятался между корней сосны и почувствовал тепло, исходящее из земли. Он приходил на "тепловые процедуры" регулярно и быстро вылечил ревматизм, гласит очередная легенда. Сюда стали съезжаться люди. Они строили землянки, выкапывали ямы. Таким "дедовским способом" лечились долго.
В 1937 году на горе построили знаменитый на весь СССР санаторий Янган-Тау. Это единственная в России газотермальная лечебница, где используют уникальное явление: из недр земли выходят горячие сухие газы, насыщенные паром.
Места кругом необычайно живописные. Ниже по течению реки Юрюзань высится скала Сабакай, известная по кинофильму "Вечный зов".
Книга "Сто чудес Урала" предложит Вам маршруты для путешествий по Уралу.
На этих игрушках выросло не одно поколение советских детей.
Девочки мечтали получить в подарок кухонный гарнитур «Анютка» — совсем
как настоящий! А мальчики стремились собрать полную коллекцию игрушечных
автомобилей — от старинного «Фаэтона» до различных модификаций
грузовика «Урал»… Ещё один легендарный бренд Среднего Урала — игрушки
верхнепышминского производственного объединения «Радуга».
Правда, изначально оно называлось Верхнепышминский инструментальный завод № 10 и
выпускало отнюдь не игрушки, а стиральные доски, алюминиевую посуду,
скобяные изделия…
Но когда послевоенный голод отступил, в стране задумались о вещах менее
прозаичных. Подрастали дети, которым нечем было играть. Фабрики по
производству игрушек тогда работали только на западе СССР — в
Ленинграде, Москве и Минске, поэтому на Урале, в Сибири и на Дальнем
Востоке детская игрушка была в страшном дефиците. В 1952 году
свердловский облисполком обратился в Совет Министров РСФСР с
предложением организовать на Верхнепышминском металлозаводе производство
металлических игрушек. 26 декабря того же года соответствующее
постановление было подписано.
Первые игрушки — каталки — появились на свет в марте 1954 года. Пышминцы сделали их по образцу изделий Московского завода игрушки и с использованием оснастки Ленинградского завода. Очень скоро — во второй половине 1950-х годов — уральцы начали выпускать
собственные модели: грузовик, самосвал, детское металлическое ведёрко,
украшенное сюжетами их русских сказок, и даже самолёт-моноплан с
вращающимся пропеллером…
Облисполком не ошибся — пышминцы смогли создать яркую, крепкую и
безопасную игрушку, которая сразу стала пользоваться огромным спросом. В
70–80 годы прошлого века (золотой век «Радуги») предприятие ежегодно
выпускало более 10 миллионов игрушек! Продукция поставлялась в 23
страны, причём не только социалистические (Чехословакия, Болгария, Куба,
Польша), но и в западные (Франция, Англия, Италия, Дания). И нигде не
залёживалась.
Для девочек
Авторам игрушек помогали и собственные дети. Ведущий конструктор Раиса Дёмина
воспитывала дочь и, естественно, думала о том, какие игрушки будут
интересны её ребёнку. В итоге на свет появился знаменитый кухонный
гарнитур «Анютка» — мечта всех советских девчонок. Он состоял из трёх
секций: газовая плита, кухонный шкаф и кухонная мойка. Все они выглядели
как настоящие, более того — они даже функционировали! Из краника бежала
вода (для этого имелся небольшой бак), а плита благодаря батарейкам и
лампочкам имитировала горение. В 1960 году Раиса Дёмина за разработку
этого гарнитура получила серебряную медаль ВДНХ.
Кухонный гарнитур «Анютка» выпускался в нескольких цветах, но голубой —
самый популярный. Изделия «Радуги» сегодня можно увидеть в
Верхнепышминском историческом музее и в Музее детства в Центральном
детском магазине в Москве . Фото: Александр Зайцев
Вскоре набор для девочек дополнили холодильник «Снежок» (внутри —
полочки и лампочка, работавшая от батареек) и стиральная машина.
Производилось также несколько разновидностей кукольных колясок. Будущих
хозяек с детства в игровой форме приучали к труду — в этом скрыта одна
из важнейших функций пышминских игрушек. «Игрушка предприятия была не
просто забавой, а помощником в воспитании подрастающего поколения
страны», — сказано в рекламном каталоге «Радуги», который хранится в
историческом музее Верхней Пышмы.
Для мальчиков
Но основной ассортимент «Радуги» составляли
различные движущиеся механизмы: гоночные и легковые машинки, самосвалы,
мотоциклы, самолёты, танки… Были даже бульдозер с пультом дистанционного
управления и космический дисколёт «Аэлита». Игрушки, которые имели
реальный прототип, напоминали уменьшенную копию своих «взрослых» братьев
— и этим особенно нравились детям.
Главной изюминкой долгое время оставались жестяные автомобили «Урал». Эта серия стала самой массовой в истории предприятия, «Уралы» на «Радуге» выпускали около 30 лет.
Среди легковых авто особый интерес у детей вызывали машинки «Триг» с
одной неповторимой особенностью — рулевым управлением. На крыше модели
была специальная «шишечка», крутя которую, можно было поворачивать
передние колёса. На базе «Трига» тоже выпускалась целая серия: «Вираж», «Хорда», «ГАИ», «Милиция», «Скорая помощь», «Техник», «АЗС»…
Одна из модификаций грузовика «Урал» — автофургон с раздвижными дверцами. Фото: Александр Зайцев
Сегодня объединение «Радуга» не существует: после кризиса 90-х оно вошло
в состав УГМК. А та в 2004 году выпуск игрушек остановила:
нерентабельно. Отечественная металлическая игрушка не смогла
противостоять хлынувшим из Китая дешёвым конкурентам.
В течение семи лет учёные из Университета Чикаго и австралийского Университета Монаша наблюдали за тем, как компьютеры и гаджеты по всему миру подключаются к интернету и отключаются от него. Они предположили, что если устройство надолго отключается от сети, значит человек ложится спать. Оказалось, что время сна в последнее время сильно изменилось: жители Европы стали спать меньше, а Восточной Азии - больше.
Россия в общем списке занимает девятое место: в среднем мы спим 9 часов 20 минут. Наш режим практически идеален. Мы ложимся спать в 22:34, а просыпаемся в 7:54.
Конечно, с такими выводами можно и поспорить. Учёные просто хотели показать, что данные о подключении к интернету - это огромный массив информации для размышления и исследований. Если в 1995 году к нему были подключены 40 миллионов человек по всему миру, то в 2016 году цифра достигла 3,5 миллиардов.
А если Вы хронически не высыпаетесь, Вам - в Аргентину: там жители спят в среднем 10 часов, 16 минут. Можно и в Испанию, где спят 9 часов 58 минут в сутки. Но лучше оставайтесь дома. Ведь наш режим сна почти идеален. Не забывайте: хорошо там, где нас нет. (По страницам журнала "GEO")
Утверждение, что Европа находилась в центре средневекового изобретательства - большая ошибка! Эта часть света была глухими задворками цивилизации.
Главные находки послеримского времени делались, конечно, в Китае. Такая новинка, как бумага, приживалась в Европе хуже, чем где-либо.
Писчий материал из специально обработанных ветхих тряпок был изобретён Цай Луном в 105 году н. э. В середине первого тысячелетия бумага применялась в Китае повсеместно. В 875 году арабский путешественник с восторгом описывает преимущества другого достижения китайской цивилизации - туалетной бумаги.
Предметом культуры бумага стала чуть позже, в правление китайской династии Сун: в конце X - начале XI веков из уплотнённой бумаги стали изготавливать игральные карты, на этом же материале велись официальные императорские хроники.
На четыре века раньше Гутенберга в Китае была придумана наборная касса из глиняных зеркально перевёрнутых иероглифов. Это была предпосылка для книгопечатания. Но из-за множества иероглифов изобретение не прижилось.
Процесс вторичной переработки бумаги в средневековом Китае
Цай Лун, изобретатель бумаги
В IX веке свою, пусть и весьма несовершенную, бумагу из древесной коры научились делать майя в Америке. К XI веку Индия и весь арабский мир активно использовали бумагу в самых разнообразных сферах.
Христианский же мир изо всех сил сопротивлялся новинке. Лишь на рубеже XI - XII веков бумага появилась в Византии. Но на изумление всем грядущим бюрократам, этот материал категорически запрещалось использовать в делопроизводстве: Европа до последнего хранила верность пергаменту.
Закупали бумагу у арабов, и только во второй половине XII века в Европе началось собственное производство. Европейская бумага была белее восточной, склеивалась не крахмалом, а желатином. И водяные знаки изобрели именно в Европе. Ко времени Ренессанса Европа сумела обогнать Восток в деле применения бумаги: книгопечатание, производство игральных карт (с 1423 года) и появление рекламных плакатов - первый создан в 1470 году книгопродавцем Петером Шеффером.
На бумагу в ренессансной Европе расходовалась каждая лишняя тряпка. Английский король, к примеру, велел хоронить покойников только в шерстяной одежде, из которой бумаги всё равно не вышло бы
Знание, которое мы получаем из книги, зародилось в силу требований бытия и не может не служить делу жизни.
Г. В. Плеханов
Мир слишком велик. Своими глазами вы увидите ничтожно малую долю. Поэтому ищите факты в книгах. Собирайте их ежедневно.
В. А. Обручев
...Словарь - это вселенная в алфавитном порядке.
...Словарь есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней; суть лишь в том, чтоб извлекать из нее...
Вольтер
Искусство выполняет работу памяти; оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг.
А. Н. Толстой
Трудно даже себе представить, как узок был бы сегодня наш кругозор, если бы человек не оставлял отпечаток своей души в литературе... Литература озарила мир светом человеческого сердца.
На советских мультиках про Муми-троллей выросло несколько поколений. Мало кто знает, что трехсерийный мультфильм "Муми-дол" ("Все дело в шляпе", "Лето в Муми-доле", "В Муми-дол приходит осень") был сделан в Свердловске. А нарисовала Муми-троллей, так непохожих на прототипы Туве Янссон, Евгения Стерлигова, - художник, иллюстратор, почетный профессор Екатеринбургской архитектурной академии. Именно ей многие сегодняшние тридцати- и сорокалетние обязаны кусочком своих детских воспоминаний.
Три серии мультика были сделаны с 1980 по 1983 годы. Запланированная четвертая, про зиму в Муме-доле, так и не вышла - закончилось финансирование.
В 2012 году в Музее истории Екатеринбурга отмечали юбилей "Муми-дола". Гостям показывали тетради с эскизами Евгении Стерлиговой, раскадровки режиссера Анатолия Аляшева и другие рабочие материалы легендарного мультфильма.
Е.Стерлигова // Крапивин В. Мушкетер и Фея.
Рассказать обо всех книгах, которые проиллюстрировала Евгения Ивановна, не представляется возможным - их больше сотни, в том числе практически все книги Командора и писателя Владислава Крапивина.
Е. Стерлигова // Крапивин В. Застава на Якорном поле.
28 марта 1937, 80 лет назад, вышла первая продукция фабрики "Уралобувь".
Строительство обувного предприятия
началось 1 мая 1934 года. 27 марта 1937 года "Уралобувь" была открыта, а 28
марта была выпущена первая партия обуви. Комсомольцы предприятия провели
испытания обуви уральской марки, совершив пеший переход Свердловск -
Вятка - Свердловск. Обувь прошла испытания на "отлично".
В 1938 году начался выпуск женской комбинированной и текстильной обуви, в 1939 - детской дошкольной обуви. Ассортимент выпускаемой продукции в довоенный период ограничивался 10 моделями, в 1940 фабрика выпустила 3286 тысяч пар обуви.
С началом войны
"Уралобувь" начала жить под лозунгом "Все для фронта, все для победы!".
К 1943 году ежесуточно фабрика выпускала столько армейской обуви, что в
нее можно было одеть целый полк.
Основное направление деятельности предприятия - специальная обувь: рабочая и военная.
В 1945-1946 гг. смонтированы два потока по пошиву мужской и мальчиковой обуви, в 1956-1958 гг. пущены цех пошива женской модельной обуви клеевого метода крепления и цех гусариков (нарядная детская обувь, украшенная всевозможными аппликациями) и легкой безоптяжной обуви.
В 1947 году на базе фабрики открылось профтехучилище. В 1951 году создается собственная служба модельеров.
Предприятие "Уралобувь" в 1971 году награждено орденом Ленина.
Основное направление деятельности предприятия - специальная обувь: рабочая и военная.
После революции началось возрождение промышленного Урала. В 1923 году образована огромная Уральская область. В Екатеринбурге была сосредоточена партийная, советская и хозяйственная власть, и город (с 1924 года - Свердловск) становится политическим и административным центром страны.
С середины 1920-х годов в Свердловске развёртывается большое по тому времени строительство. 15 июля 1928 года закладывается Улалмаш, вводится в эксплуатацию новая электростанция на Верх-Исетском пруду, прокладывается городской водопровод, открывается автобусное и трамвайное движение. Строится большое количество общественных зданий: Ярмарком, Товарная биржа, Деловой дом, Управление железной дороги, институт Механобр, областной стадион, хлебозавод, коммунальные бани и другие объекты.
К 1929 году население Свердловска достигло почти 150 тысяч жителей. В городе было 2 вуза, пять техникумов, 57 школ, два театра (оперный и драматический), шесть кинематографов, три музея, 28 библиотек, 11 больниц, 59 дошкольных учреждений. В 1920 году в Верх-Исетске открылся первый государственный магазин, а в 1929 году их было уже 89.
Дом Госстраха на бывшей главной Торговой площади (Банковский переулок). 1929. Архитектор Г. П. Валенков. На переднем плане - здание Ярмаркома. 1927. Фотография начала 30-хгодов
Улица 8-го Марта. 1 Мая 1924 года проводился митинг, посвящённый перестройке этого здания в Дом крестьянина - боевой центр агитационно-пропагандистской и хозяйственной работы среди крестьян. Дом крестьянина был открыт 22 января 1925 года в годовщину смерти В. И. Ленина, как памятник вождю. Фотография 1924
Деловой дом (Промбанк) на улице 8-го Марта. 1926 - 1928. Фотография начала 30-х годов
Фабрика-кухня на улице Свердлова. 1928 - 1930. Фотография 30-х годов
Товарная биржа. Построена в 1916-1925 годах. Архитектор К. Т. Бабыкин. Фотография конца 20-х годов
Клуб совторгслужащих на улице Володарского. 1928 - 1930. Гражданский инженер К. В. Коржинский. Фотография 1978
70
лет Копаневу Валерию Анатольевичу (1947 - 2010), выдающемуся дирижеру, создателю и
художественному руководителю прославленного хора "Доместик",
заслуженному деятелю искусств РФ, дважды лауреату премии губернатора
Свердловской области, профессору, члену Международной Федерации хоровой музыки,
главному хормейстеру Екатеринбургского академического театра оперы и балета.
Валерий Анатольевич. Копанев – вдохновенный Музыкант и дирижер, превосходный
педагог-вокалист, человек огромного музыкального
дара и энергии. Для него музыка – как воздух. Он не знал чувства
усталости, когда прикасался к ней. В нем было главное – творческое
горение и самоотверженность. Так учил его жить и работать А. Юрлов. Воля,
упорство, талант и каждодневный труд привели Валерия Анатольевича Копанева
к успеху в качестве дирижера и к победам созданного им коллектива на
многих престижных конкурсах и фестивалях.
«Под его руководством хор звучит свободно и легко – это результат
огромной повседневной работы» (из отзыва эстонского композитора
В. Тормиса). Многие музыканты-профессионалы отмечают особую,
«европейскую» манеру звучания «Доместика». Это закономерно, поскольку
в основу вокальной методики В. Копанева положены достижения русской и
итальянской школы пения. Отсюда – полетность, свобода,
стройность звучания (даже в тесситурно-сложных условиях) и в то же время
– полнота и сочность красок, иногда – невероятная мощь.
Речь идёт о человеке без определённых занятий, который перебивается случайными заработками, но любит напоминать, что раньше он был ого-го! Попробуем разобраться, почему коза, почему отставная, зачем ей нужен барабанщик.
По замечанию В. И. Даля, "коза" в народном языке обозначала "бойкую и беспокойную девку", отсюда и пословицы, в которых отношение к козе - негативное (не учи козу, сама стянет с возу). Кроме того, коза для крестьянина всегда была своего рода "коровой для бедных". Становитсяпонятным, почему слово "коза" в русской фразеологии произносили с оттенком пренебрежения.
Было в своё время потешное представление: с мальчиком, наряженным козой, ходили вожаки ручных медведей. Роль барабанщика была третьестепенной. Главным был медведь, на вторых ролях - "коза", то есть мальчик, а барабанщик колотил по лукошку, звуков слышно не было, тогда "коза" подпрыгивала и сама ударяла в лукошко. Роль такого барабанщика, да ещё при "отставной козе", и вошла в насмешливую поговорку.
А вот греки относились к козе с почтением. Священная коза Амалфея спасла от смерти Зевса, выкормив его своим молоком. Зевс вознёс Амалфею на небо и сделал созвездием, а щит, обтянутый шкурой священной козы, хранил его в боях. Слово эгис (в родительном падеже эгидос) и значило по-гречески "козья шкура". А потом "эгидой" стали называть щит вообще. "Под эгидой" - "под защитой, под покровительством". Такое благородное выражение таит в себе... козу. Кто бы мог подумать? (По страницам газеты "Российская Газета. Неделя")
Михаил Алдашин, бывший художественный руководитель студии "Союзмультфильм", выпустил новый маленький фильм, который надолго оставляет в душе улыбку и детскую радость.
На первом этаже здания до революции размещались различные магазины: "Детский мир", "Китайский чайный магазин", книжная лавка Куренщиковой и пр. Второй этаж занимала одна из лучших в городе гостиниц "Пале-Рояль" В. М. Имшенецкого. Имела 23 номера, ресторан и собственную миниэлектростанцию. В 1930 г. здание занимает Уральское районное управление электрических станций и сетей (Уралэнерго), достроив его до 5 этажей. В 1942 г. его занимает реорганизованное Свердловэнерго, руководившее производством и распределением электроэнергии города и области.
25 марта исполняется 75 лет Набойченко Станиславу Степановичу, доктору технических наук, профессору, ректору УГТУ-УПИ (1986-2008гг.), члену-корреспонденту РАН, члену правления Президиума Российского союза ректоров. Набойченко Станислав Степанович родился 25 марта 1942 года в Симферополе. В 1958 году окончил Свердловский горно-металлургический техникум им. И.И. Ползунова по специальности техник-металлург. В 1963 году с отличием окончил УПИ по специальности «Металлургия цветных металлов». Доктор технический наук (1980), член-корреспондент РАН (2000), Академик девяти общественно-научных академий. 1966 -1976 гг. - заведующий сектором, заведующий лабораторией автоклавных процессов института «Унипромедь» . 1981-1985 гг. - Декан металлургического факультета, доцент, профессор (1982) 1985-1986 гг. – секретарь парткома института С 1986 по 2007 гг. - ректор С 2008 г. – Президент УГТУ-УПИ. Осуществлял перестройку учебного процесса, развивал концепцию непрерывного образования. Подготовил 33 кандидата и 7 докторов наук, Почетный работник науки и высшего образования Монголии (1988), Заслуженный деятель науки и техники РФ (1992), Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2000, 2006), Награжден орденами «Знак Почета» (1986), «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2000), Полярной Звезды (Монголия, 2001), 18 медалями. С 2013 года – заведующий кафедрой «Металлургия цветных металлов».
Есть такие случаи, когда автор не по своей воле становился известен под именем литературного героя, созданного им самим.
Так, английский романист конца XVIII в. Мэтью Льюис, вошел в литературу под именем Монк Льюис (монах Льюис). Он вовсе не был монахом, но монах - главное действующее лицо романа под тем же названием, принесшего Льюису известность.
Роман немецкого писателя Альберта Бициуса "История жизни Иеромии Готгельфа, рассказанная им самим" (1836), имел такой успех, что автора стали называть Иеремия Готгельф, полагая, что это его настоящие имя и фамилия.
Почти аналогичного происхождения псевдоним Демьян Бедный. Впервые это имя появилось в большевистской "Звезде" в 1911 году. Один из ее редакторов, Н. Г. Полетаев, вспоминает: "В начале своей работы у нас Демьян Бедный подписывался своей настоящей фамилией (Е. Придворов. - В. Д.), но вот однажды, придя к нам в типографию, он принес небольшое, но очень звучное стихотворение "О Демьяне Бедном, мужике вредном". Следующий его приход мы встретили возгласом: "Демьян Бедный идет" Так это прозвище за ним и осталось, а впоследствии он стал подписывать им свои произведения".
Эта литературная фамилия совершенно вытеснила настоящую. Происхождение ее связано и с тем, что дядю поэта, одного из беднейших крестьян Херсовщины, звали Демьяном.
Известный уральский писатель Владислав Крапивин 22 марта получил
необычный сертификат. Согласно документу, имя нашего земляка присвоено
одному из небесных тел Солнечной системы.
Космический объект был обнаружен 21 ноября 2009 года в главном поясе
астероидов. Открывателем тела стал московский астроном Тимур Крячко —
именно он, согласно установленным правилам, и выбрал имя для малой
планеты. Поначалу объект имел лишь код 2009 WQ100, после уточнения
орбиты новое небесное тело получило постоянный номер — 407243. Теперь у
него имеется и имя собственное — Krapivin. Астроном не случайно выбрал для открытого им тела имя уральского
писателя. В представлении, отправленном в Центр малых планет,
сообщается:
«В его книгах рассказывается о людях, живущих высокими
идеалами дружбы, любви, чести, верности. Главная тема его произведений –
ответственность взрослых за детей».
Официальное свидетельство о
присвоении небесному телу имени нашего земляка было вручено Крапивину на
собрании отряда «Каравелла».