В середине XV века майнцский горожанин Иоганн Гутенберг изобрёл оригинальный способ изготовления металлических литер. И с их помощью стал набирать и печатать книги. Для человеческой цивилизации это событие имело грандиозные последствия.
|
Рукописные инициалы "I" и "P" в типографическом шедевре И. Гутенберга. 42-строчная Библия. Майнц, 1452-1455 г. |
Едва ли сам Гутенберг догадывался об истинных масштабах своего изобретения, однако потомки оказались единодушны в оценках. "История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографий; все другие были их последствиями", - полагал Николай Михайлович Карамзин.
|
Заглавную букву художник украсил портретом Беатриче. Флоренция, 1481 год |
Новый способ изготовления книг распространился чрезвычайно быстро. Период в истории книгопечатания - от 1440-х годов, когда Гутенбергом были получены пробные оттиски , до 1 января 1501 года - принято называть первопечатным или колыбельным, а издания того времени именуют инкунабулами ( от лат. incunabula -колыбель. младенчество).
Книги эти удивляют высокой культурой исполнения. Печатные книги первых десятилетий копировали рукописных предшественниц, да и отпечатаны они были лишь отчасти: при украшении книжных страниц издатели прибегали к помощи художников-иллюминаторов.
|
Первый опыт многокрасочной печати. Майнц, 1457 год |
И ещё очень долго, не одно поколение после Гутенберга, исполнение книжных заглавных букв оставалось привилегией не типографов, а каллиграфов и иллюминаторов. В продажу книги поступали в виде кип отпечатанных, подобранных, но не переплетённых листов. На начальных страницах наборщик оставлял для инициалов пустые места по высоте нескольких строк, нужную букву впечатывали очень мелко. Читатель сам мог украсить купленный экземпляр, либо обратиться к опытному мастеру. В результате каждая книга имела свой неповторимый облик.
|
Страница рукописи XV века. хранящаяся в Троице-Сергиевой лавре |
|
Самые пышные буквицы нововизантийского стиля в рукописях времён Ивана Грозного. Москва, середина XVI века |
|
Звери в буквицах Андрея Рублёва. Москва, начало XV века |
Комментариев нет:
Отправить комментарий