вторник, 21 июля 2015 г.

Образ старого Екатеринбурга

Когда был основан Екатеринбург (1723 год), городской пейзаж как жанр давно распространился в творчестве "малых голландцев". И набирал силы новый жанр - ведута: детальная и обширная городская панорама. В России этот жанр был услаждением столиц. На улочках Петербурга и Москвы "снимали" виды вдумчивые академики Михаил Махаев, Джакомо Кварнеги и Фёдор Алексеев. До Урала, разумеется, никто не добрался.
До Урала добирались художники малоизвестные, а потому охотно пускающиеся в путешествия и прочие авантюры: рисунки очевидца могли сделать художнику имя. Таким очевидцем был французский художник кавалер де Леспинас. В 1760-х годах с его рисунка гравировал Екатеринбург сам Михаил Махаев, он работал при Академии наук в ландкартной мастерской и готовил к атласам России иллюстрации с видами городов.

Самой значительной ведутой Екатеринбурга оказалась акварель художника В. Петрова сделанная в 1789 году.

Екатеринбург был запечатлён на гравюрах французских художников Вилленева, Бишбуа и Адама. Они сопровождали в 1828 году академика Адольфа Купфера в научном вояже, и в 1833 году вышла книга Купфера с отчётом о поездке и множеством иллюстраций.

 

Жан Виктор Адам. Вид Екатеринбурга. 1830-1850
 
 

Впервые перо реалиста обозначило контуры Екатеринбурга в 1837 году. Тогда по Уралу проехали тарантасы экспедиции цесаревича Александра, а наследника сопровождал воспитатель Василий Жуковский, который был отличным художником. Он бегло набросал несколько эскизов Екатеринбурга. (Из книги "Екатеринбург: умножая на миллион")

Комментариев нет:

Отправить комментарий