пятница, 10 июня 2016 г.

Свердловские бренды. Музыкальный «танк»

На рубеже 70–80-х годов прошлого столетия в Свердловске был создан уникальный музыкальный инструмент «Поливокс», который произвёл фурор среди музыкантов — и не только в СССР, но и на Западе, где он получил название «советский военный синтезатор».
Двухголосный аналоговый синтезатор «Поливокс» был разработан на объединении «Вектор» (сегодня — АО «Уральское производственное предприятие «Вектор»). Оно специализировалось на выпуске радиолокационной продукции для нужд советской оборонки, но также выпускало и некоторое количество так называемых «товаров народного потребления».
Инициатор создания «Поливокса» инженер Владимир Кузьмин. — До нас в СССР серийно синтезаторы не выпускались, и нам сверху такую задачу никто не ставил. У меня возникла идея разработать такой электронный инструмент. Обуревало огромное желание выпускать что-нибудь из того, что можно было услышать только на зарубежных записях или видеть мельком у гастролирующих коллективов.
Оригинальной электронной начинке соответствовал и уникальный внешний вид «Поливокса». До его появления синтезаторы имели чисто функциональный дизайн: плоские передние панели, стандартные ручки, заурядная графика надписей. «Поливокс» же предстал с объёмными элементами на передней панели, выделенными модулями. — Многие музыканты, особенно иностранцы, так и говорят, что уже один необычный внешний вид этого синтезатора вдохновляет на творчество. И эти боковины, похожие на гусеницы танка! «Поливокс» так часто и называют: «советский военный синтезатор», — рассказала Олимпиада Кузьмина, разработавшая дизайн «Поливокса». — В то время в зарубежном дизайне в моде был стиль «милитари». Мы решили взять эту концепцию, и, как оказалось, воплотили её очень удачно.



Этот знак, который ставился на синтезаторе вместе с наименованием «Поливокс», обозначает два стилизованных проводника на печатной плате







Цена «Поливокса» по тем временам была немаленькой — 920 рублей (1 500 долларов по тогдашнему курсу), однако стоимость зарубежных синтезаторов на чёрном рынке (а в другом месте купить их было нельзя) была ещё выше — доходила до 3 тысяч рублей, так что от недостатка спроса уральский продукт не страдал. «Поливокс» раскупали различные клубы, школы, дворцы культуры, самодеятельные коллективы.
Производство «Поливокса», как и большинства других популярных в СССР товаров народного потребления, прекратилось в начале 90-х.
Я знал о «Поливоксе» много лет, но видел его только на картинках. Агентство, которое привезло меня в Россию, нашло человека, у которого есть «Поливокс», и он любезно доставил его мне на концерт… Звучит он так необычно из-за своего полупроводникового строения… Всякий инструмент, производящий свой собственный звук, является особенным. Спасибо, сэр.
                    Рик Уэйкмен (британский рок-музыкант, клавишник легендарной группы «Йес») — в письме к Владимиру Кузьмину.
 По материалам "Областной газеты".

Комментариев нет:

Отправить комментарий