пятница, 23 декабря 2016 г.

Псевдонимы известных людей

Автор, носивший слишком распространенную фамилию, иногда вместо того, чтобы заменить ее псевдонимом, добавлял к ней еще одно слово; получалась двойная фамилия. 
Прибавив к своей фамилии еще одно слово, автор получал гарантию того, что его не спутают с однофамильцами, подчас многочисленными. Вот что, по словам Г. Степанова, рассказывал ему автор "Цусимы" о происхождении своей литературной фамилии: "Настоящая моя фамилия Новиков: однако выступать под нею мне не совсем удобно. Когда я начал писать в литературе уже был Иван Алексеевич Новиков... нас начали смешивать. Это обстоятельство заставило меня взять псевдоним. Стал я подписываться Прибой. Вдруг вижу - под таким именем выступает один офицер-моряк. Тогда я придумал новый псевдоним: Бывший матрос А. Затертый. Печатаюсь... Но что-то не то. И стал я подписываться двойным именем: Новиков-Прибой. Теперь меня уже не спутаешь ни с кем: во всем мире не сыщешь другого человека с фамилией Новиков-Прибой ." 
Добавим, что псевдоним Затертый А. С. Новиков выбрал явно с целью напомнить читателям о тяжелом, бесправном положении матросов царского флота. А псевдоним Прибой был избран потому, что автор писал исключительно на морские темы.
Из-за большого количества однофамильцев не хотел печататься под своей фамилией и автор "Разлома". Он пишет "От рождения до появления первых моих стихов в 1912 г. ... я носил фамилию Сергеев. В литературе уже был Сергеев-Ценский; нужно было как-то дифференцироваться от него. Придумывать какую-нибудь приставку по месту жительства или рождения, называться "Сергеев-Херсонский" или вроде этого было глупо. Я и взял себе фамилию одного из родственников - Лавренев - сперва как псевдоним, а потом окончательно принял эту фамилию".

Комментариев нет:

Отправить комментарий