В русском народе и обществе испокон веков силен, крепок и живуч мистический элемент, получивший отражение в художественных произведениях. У Пушкина - в "Пиковой даме" и многих стихотворениях. Гоголь создает целый ряд увлекательных повестей и рассказов с таинственным сюжетом. У Лермонтова - это "Фаталист" и отрывок из "Начатой повести". Но больше всего мистических сюжетов у Тургенева - этого европейца по духу.
В 1863 году появились его "Призраки"; правда, в этой новелле мистический элемент играет второстепенную роль. Другое дело - рассказ "Собака" (1866), весь построенный на сверхъестественном вмешательстве в реальную жизнь. В 1869 году Тургенев пишет "Страшную историю", в которой фигурируют юродивый магик и экзальтированная девушка, бросившая семью, чтобы безропотно обслуживать бродягу-юродивого. В последних произведениях писателя мистический оттенок просматривается еще более определенно (многие "Стихотворения в прозе"). И, наконец, в повести "Клара Милич" сверхъестественное, мистическое начало играет огромную роль в судьбе героя.
Впрочем, подобная склонность к необычному, чудесному не составляет исключительной особенности русских писателей и поэтов. Великие мировые гении - Шекспир, Гёте, Шиллер нередко давали полный простор своей фантазии на почве народных преданий и мифов. Такие таланты, как Гофман и Эдгар По, особенно часто открещивались от реального мира и погружались в эту туманную область иллюзий и неведомого.
"Северный вестник", 1886
Журнал "Чудеса и приключения".
Комментариев нет:
Отправить комментарий