суббота, 17 февраля 2018 г.

Зимние потехи на Урале

В русском быту масленицу называли "широкою", так как существовало убеждение, что "не потешиться на масленицу  - значит жить в горькой беде и жизнь худо закончить". Поэтому масленицу старались встретить и особенно проводить достойно. Русская пословица гласит: "Хоть с себя что-нибудь заложить, а масленицу проводить".

Главными заводилами праздника были молодые люди, для которых масленичная неделя была символом райской жизни. Ведь в стране мёртвых, где протекают молочные реки, находятся золотые горы и растут деревья с золотыми яблоками, старые люди сидят в золотых домах, а молодые катаются с гор на санках. "Катушки" - ледяные горы - на масленицу устраивали парни.
Первыми начинали кататься ребятишки на политых жидким навозом шкурах или специально сделанных лотках, а вечером к ним присоединялась вся деревенская молодёжь.

В последние дни масленицы, с четверга или пятницы, катание с гор сменялось катанием на лошадях. Летящая тройка с бубенцами, как и блины, стала символом русской масленицы.
Самым распространённым был обычай "к тёще на блины ходить". Совершался он обычно в четверг или пятницу, когда "зятевья по тестевьям ездили". На Урале, как и в других областях России, приезд молодых обставлялся весьма торжественно. Им оказывался особый почёт. Хозяин потчевал дорогих гостей пивом и водкой, а хозяйка с дочерьми подавала им кушанья, главным из которых на Урале были не блины, а рыбный пирог. В селе Корелы Невьянского района даже существовала определённая последовательность в изготовлении этого блюда: в сырный четверг пекли один пирог, в пятницу - два, в субботу - три, в воскресенье, соответственно, - четыре.
Последний день масленицы, воскресенье, самый весёлый и сытный, назывался "обжорным". На Урале более распространённым было название "целовник" - от обычая  "катания с поцелуями". Молодец, скатившись с девицей с горки, целовал её долгим поцелуем, отчего губы девиц к концу масленицы чернели и даже трескались. По обычаю, установившемуся, например, в Камышловском уезде, молодая (девушка, бывшая замужем первую масленицу) подносила каждому гостю ковш пива, а тот, выпив, трижды целовался с нею.
Одним из излюбленных развлечений уральской молодёжи было взятие снежного "городка" . Существовали и другие развлечения: конские бега, кулачные бои.
Главное действие последнего дня масленицы - проводы. В уральских деревнях местный заводила наряжался в вывороченный тулуп - "ягу", лицо мазал сажей и превращался в "букорку", "медведя" или Емелю. Он наряжал   свою лошадь в   штаны, валенки, шапку, на дугу вешал редьку и свёклу - ведь скоро Великий пост. Иногда лошадь запрягали не в сани, а в корыто или лодку, в которые сваливали прялки с куделью, пилы, топоры - всё то, чем будут заниматься в Великий пост.
 
Об окончании масленичного веселья извещал церковный колокол. Все ехали на кладбище "прощаться с родителями". На могилы клали поминальное угощение. После отправлялись домой, где просили прощения друг у друга: младшие падали в ноги старшим, дети - родителям и просили: "Прости меня, грешного". "Бог простит", - отвечали им. Поэтому последний день масленицы - прощёный день. 

Источник: журнал "Родина", 2007, № 1     

Комментариев нет:

Отправить комментарий