четверг, 7 мая 2015 г.

К 70-летию Победы. Стихи свердловских поэтов. М. С. Гроссман

Марк Соломонович родился в 1917 году в городе Ростове-на-Дону в семье медиков.
В 1931 году приехал на строительство Магнитки. После ФЗУ сооружал 2-ю Комсомольскую домну и коксохим Магнитогорского металлургического комбината. Окончил Магнитогорский педагогический институт.
С 1937 года жил в Челябинске. Работал редактором отдела ЧелябТАСС, заведовал отделом молодежной газеты. Участник войны с белофиннами и Великой Отечественной войны.
Дважды ранен. Неоднократно избирался руководителем Челябинской областной писательской организации.
Первые стихи напечатал в 1933 году в газетах Магнитогорска. Первая книга стихов "На границе" вышла в 1938 году в Челябинске.
Автор тридцати книг стихов и прозы, изданных в Москве и на Урале. Среди них - сборники стихов "Прямая дорога" (1952), "Вокруг тебя" (1959), "Ветер странствий" (1960), "Лирика разных лет" (1974), "Строки на марше" (1978), "Синева осенних вечеров" (1981).
Награжден орденом "Знак Почета", двумя медалями "За отвагу" и другими.

Мальчикам великой войны.

От мешков вещевых горбаты,
От винтовок и станкачей,-
Отбиваясь, брели солдаты
В черный чад фронтовых ночей.
Молчаливые, точно камень,
Шли в крови вы и соли слез.
Я тащил вас, скрипя зубами,
По ничейным дорогам нес.
Чтоб потом, в свой черед и муку,
Плыть на ваших руках, в бреду,
По горячему, словно уголь,
Будто кровь молодая,- льду.
Мы бывали хмельны без водки —
Нараспашку рванье рубах!
И любовь моя — одногодки —
Умирали в моих руках.
Умирали: «Ах, мама милая,
Через слезы ты мне видна…»
И была вам порой могила
В час несчастный — на всех одна.
Я вас помню в кровавых росах,
Где — разрыв, а потом — ни зги,
Ваши грязные, как колеса,
Задубевшие сапоги,
Ваши выжженные шинели,
Тенорок, что в бою убит,
Ваши губы, что занемели
И для жалоб, и для обид.
Сколько прошлое ни тряси я —
Все одно и то же, как стон:
«Лишь была бы жива Россия
Под зарею своих знамен!».
Я запомнил навек и свято
Ржавый дым и ожог жнивья,
Дорогие мои ребята,
Мои мальчики, кровь моя.
Грубоватые и земные,
Вышло — голову вам сложить,
Вышло — вас пережил я ныне,
Дай бог память не пережить.
Ни забвенья тебе, ни тленья —
И надежда, и боль веков —
Легендарное поколенье
Непришедших фронтовиков.
Вас запомнят века другие,
Всей безмерной земли края,
Братаны мои дорогие,
Мои мальчики, кровь моя…

1972

Комментариев нет:

Отправить комментарий