Роль псевдонимов в истории литературы многообразна. Придуманные имена выполняли различные задачи, служили различным целям: то скрывали имя автора, которое тот по какой-то причине не мог или не хотел назвать; то помогали отличаться от однофамильцев; то были своеобразной страховкой от неудачи при дебюте в печати; то использовались для мистификации читателей и создания литературных масок; то давали возможность писать о лицах, чьи имена упоминать было неудобно или же запрещалось; то, наконец, позволяли автору рассказывать о самом себе в третьем лице.
На писательских "средах" у Н. Телешова, в начале XX века собиравшего у себя московских литераторов, было принято присваивать им в качестве шутливых прозвищ названия улиц, переулков, площадей и других мест столицы, выбранных на основе различных ассоциаций. Это называлось "давать адреса".
Так, М. Горький получил "адрес" Хитровка (обычное пристанище московских босяков, где происходит действие пьесы "На дне"), В. Вересаев за нерушимость взглядов - Каменный мост; А. Куприн за пристрастие к лошадям - Конная площадь; В. Гольцев за то, что был неравнодушен к женскому полу, получил "адрес": сначала - Девичье поле, а затем - Бабий городок.
Маститый Н. Златовратский значился по "адресу": Старые Триумфальные ворота, а позднее - Патриаршие пруды. Л. Андреев, много писавший о смерти, - Ваганьково (подразумевалось одноименное кладбище). И. Бунин за худобу и острословие получил "адрес" Живодерка (было в старой Москве и такое место).
У Ф. Шаляпина был "адрес" Разгуляй; В Гиляровского "прописали" довольно нелестным образом: Большой Болвановский переулок (названный так в память свержения татарского ига, когда было порублено изображение - болван хана). У самого Телешова "адрес" был длинный и в натуре не существовавший, но многозначительный, таивший двойной смысл: угол Ленивки и Большого Денежного переулка.
Квартира-музей Н. Д. Телешова. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий