вторник, 17 января 2017 г.

История страны в довоенных кондитерских обертках

С момента появления массовых тиражей (примерно 1880-е гг. в России) упаковка, этикетки, фантики, рекламные карточки стали предметом внимания, а иногда и восхищения и даже коллекционирования. Отчасти это связано с тем, что конфета в ярком фантике с привлекательной цветной картинкой, часто в сопровождении интересного текста была новинкой, диковинкой для большинства населения царской России. Фантики, конфетные обертки практически сразу стали предметом коллекционирования, попали в альбомы гимназистов и юных барышень, иногда были украшением интерьеров крестьянских изб, а нередко и сундуков. Смена строя, слом общественной жизни не отменил это увлечение. Новые герои и новые названия с первых лет Советской власти потеснили старые бренды, а через несколько десятилетий и навсегда заменили их. 
Нет буржуев, помещиков нет,
Нами правит наш Совет.
                                                В. Маяковский
                              Стихи к карамели "Красная Москва"
Революционный вихрь, желание тотального преображения окружающей жизни проникли в продуманный мир коммерческой рекламы с ее корпусом правил. В сладкий парфюмерно-кондитерский мир рекламной графики ворвались красноармейцы, строем маршируют пионеры, летят-гудят самолеты-пароходы. Везде силуэты заводов, фабрик, машин, фигуры пролетариев, деятелей Революции. На обломках старого быта возникают новые названия: "На смену", "Красная Армия", "Кооперация", "Пионер", "Будь готов", "Смычка". Старую армию на шоколаде сменяет "Красное войско", а нимф и гризеток потеснили с конфетных оберток комсомолки. 
 
Кстати, интересна терминология современников по отношению к полиграфической упаковочной продукции. Обертка шоколада уважительно называется обложкой. Этикетка все еще, как и в царскую эпоху, зовется "этикет" (от фр. представляю). В публикациях 20-х годов не встречается слово "фантик", а используется словосочетание "конфетная бумажка" или упоминается старинное "конфетный билетец". 
Эпоха нэпа дополнила изобразительный строй собственными персонажами, модными новинками и увлечениями, нашедшими отражение в упаковке: "Расцвет кооперации", "Марочка", "Фокстрот", "Кукарача".
В сборнике рецептур конфет за 1939 год приведен перечень из 360 наименований кондитерских изделий. В этот период разрабатывается рецептура советских брендов, ставших долгожителями: "Балтика", "Букет", "Красный мак", "Весна", "Буревестник", "Василек", "Золотой петушок" и многих других.   
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий