С. И. Щукин |
Анри Матисс |
В 1898 году московский купец Сергей Щукин приобрёл в Париже картины импрессионистов Камиля Писсарро и Клода Моне. Сейчас импрессионистами восхищаются, а в те годы направление только пробивало свой путь. Коллекционер привёз в патриархальную Москву эти полотна и лично проводил экскурсии для интересующихся.
Шедевры импрессионизма были похожи на заморских бабочек, неожиданно залетевших в заснеженную Россию.
В Париже Сергей Иванович познакомился с гениальным Матиссом и начал покупать картины прямо в мастерской художника, без посредников. Он "заболел" Анри Матиссом и вскоре сделал заказ на картины, чтобы украсить двухэтажный дом. Мастер прислал эскизы трёх картин: "Танец", "Музыка" и "Купальщицы у реки". Сергей Иванович остановился на "Танце" и "Музыке". Но неожиданно возникла деликатная проблема: обнажённые фигуры...
3 марта 1909 Щукин пишет Мастеру: "Сударь, я получил оба Ваших письма от 11 и 12 марта с эскизами больших картин. Они прекрасны и очень благородны по цвету и рисунку. Но увы! Я не могу теперь поместить ню у себя на лестнице. После смерти одного из моих родственников я принял к себе в дом трёх девочек, а у нас в России (мы здесь немного на Востоке) нельзя показывать ню девочкам..."
Матисс недоумевает: почему девушки должны танцевать в платьях, ведь такие удачные эскизы.
В следующем письме Щукин настаивает, что "хотел бы избежать ню", но уже 31 марта принимает условия гения: "Я нахожу в панно Танец столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными..."
Анри Матисс. Танец. 1910 |
Прежде чем отправить картины в Россию, Матисс выставил их в парижском Осеннем салоне. Разразился скандал! По оценке французских критиков, "упрощение достигло крайних пределов". Щукин дрогнул и... отказался от заказа. Для Матисса, только что похоронившего отца, это был страшный удар!
Но и для Щукина это было тоже ударом. В поезде из Парижа он не смыкал глаз двое суток и, выйдя на московском вокзале, телеграфировал Матиссу, что покупает обе картины. А следом отправил письмо: "Сударь, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться..."
Полотна были выставлены в особняке Щукина и произвели грандиозный эффект.
Успех был таким, что Сергей Иванович при очередной встрече с Матиссом предложил написать ещё три полотна-аллегории. Художник согласился.
А Сергей Иванович изматывал себя вопросом: как сказать Мастеру, что он всё-таки "оградил" девочек-воспитанниц, собственноручно зарисовав у флейтиста в "Музыке" неположенное...
(По страницам журнала "Родина", № 1, 2017)
Комментариев нет:
Отправить комментарий