Испортить всю обедню. Смотреть со своей колокольни. Рассказать как на духу. Когда мы всё это произносим, то вряд ли отдаем себе отчет в том, что выражения эти связаны с церковной сферой. Для на это обычные житейские словосочетания.
Вот, например, "вынос святых" - кто, когда и зачем это делал? Оказывается, верующие выносили из помещения святых (то есть иконы) или хотя бы задергивали икону в углу занавеской, чтобы святые "не видели" их безобразий: драк, пьянства, скандалов. Получается, "вынес святых" - и пускайся во все тяжкие. Это сочетание многие считают сжатой формой пространной конструкции "пускаться во все тяжкие грехи", то есть безудержно предаваться порокам, но фразеологи настаивают, что основой было другое выражение: ударять во все тяжкая колокола, поднимать трезвон.
Какой "мир" мы имеем в виду, когда говорим, что люди эти "одним миром мазаны" (один другого не лучше)? А ведь "мира" никакого в этом выражении нет, а есть "миро", масло, которое используют в церковных обрядах. "Одним миром мазаны" значило, что люди эти одной веры.
А вот кто, кого и зачем "подводил под монастырь", сказать наверняка сейчас сложно. По одной из версий, русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости. По другой, это могло быть связано с тяжелой жизнью замужних женщин, когда от побоев мужа уберечь их могла лишь родня, добившись защиты у патриарха и властей. Обидчика ссылали "на усмирение" - то есть жена "подводила мужа под монастырь". Уже неважно, какая из версий верна. Выражение навсегда наше, и мы им пользуемся.
Источник "Российская газета".
Комментариев нет:
Отправить комментарий