Первые самоцветы - "хрустали белые, фатисы вишневые, и юги зеленые, и тунпасы желтые" были найдены на Урале пермскими рудознатцами братьями Дмитрием и Иваном Тумашевыми в районе Верхотурья летом 1668 года. Для обработки этих хрусталей, аметистов, бериллов и топазов в Россию был приглашен мастер-камнерез из Швеции поручик Христиан Реф, с которым Василий Никитич Татищев заключил в Стокгольме 6 ноября 1725 года пятилетний контракт. Реф приехал в Екатеринбург в апреле 1726 года; в июле того же года он организовал мастерскую и начал обучать в ней камнерезному делу двух учеников, бывших выпускников Московской артиллерийской школы - Андрея Грачева и Алексеея Гордеева.
Так на Урале было положено начало камнерезному и ювелирному искусству, мировым центром которого до сих пор остается Екатеринбург. За триста лет десятки поколений мастеров создали непревзойденные по красоте и совершенству изделия из камня. Кажется, трудно придумать что-то еще в этом древнейшем виде искусства. А вот оказывается, можно.
Огранка камня - важнейший процесс в ювелирном искусстве, но не самостоятельный. Уральский мастер Владимир Аркадьевич Силин освободил ее от плена традиции.
Мастер взглянул на камень по-своему, ему интересно работать с камнем как с самостоятельным материалом и представлять огранку как самостоятельное искусство, названное им коллекционной огранкой.
Из множества видов камней Силин предпочитает работать с кварцем и его разновидностями, такими как горный хрусталь, дымчатый кварц (раухтопаз), цитрин, реже - аметист. Владимиру Силину нравится работать с крупными формами. Существует много готовых схем огранки, но мастер Силин создает свои новые виды огранки Один из них можно отнести к высшей степени сложности. Это когда грань входит внутрь камня. Подобные изделия производят впечатление склеенных из нескольких ограненных фрагментов.
Коллекционная , или фантазийная, огранка почти всегда эксклюзивна. Чтобы создать подлинное произведение искусства, надо увидеть в камне прекрасное и освободить его как пленника, убрав лишнее, и тогда взору явится искрящееся чудо. Дело за малым. За мастером и за его мастерством.
Комментариев нет:
Отправить комментарий