Способы образования псевдонимов столь же разнообразны, как причины из возникновения и цели, для которых они служили.
Очень часто имя автора не было заменено другим, придуманным, а лишь зашифровано тем или иным способом: укорочено, несколько изменено или переведено на другой язык.
Для укороченных подписей есть и другое название - аббревиатуры, т. е. сокращения. В первую очередь это инициалы автора. Но при разных именах и фамилиях инициалы могут совпадать: так подпись Н. К. могла принадлежать и Николаю Карамзину и Нестору Кукольнику, жившим в одно и то же время.
Если ставилось три инициала, то возможность совпадения подписей почти исключалась. Л. Толстой, подписав первую повесть, "Детство", Л. Т., под "Отрочеством" поставил уже Л. Н. Т.
Некоторые авторы укорачивали свою фамилию, так что их подпись - кусочек ее. Автор исторических романов "Батый" и "Чингисхан" В. Ян в жизни был Янчевецким.
Еще одним способом укорочения подписи - соединение части имени и части фамилии в одно слово. Таким путем созданы литературные имена ряда советских писателей: Ильф (Илья Файнзильберг), Арго (Абрам Гольденберг).
Так, жена художника И. Репина выступала в литературе под именем Северовой: ее фамилия была Нордман, а "норд" на ряде языков означает север.
Иногда псевдоним походил по звучанию на истинную фамилию. Автор "Мойдодыра" и "Тараканища" К. Чуковский свои литературные имя и фамилию образовал из отцовской фамилии - Корнейчуков, и когда-то был по паспорту вовсе не Корнеем Ивановичем, а Николаем Васильевичем... Автор очерков о старой Москве В. Гиляровский часто подписывлся Дядя Гиляй, а И. Бабель под некоторыми очерками поставил Баб-Эль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий