Издавна считалось, что чтение художественной литературы полезно для молодежи, так как знакомит её с "правилами игры" в реальном мире. Группа канадских психологов из университета Торонто выдвинула идею: так же как обучение на авиационном тренажере позволяет усовершенствовать навыки будущего пилота, хороший роман служит "симулятором жизни", тренирует навыки жизни в обществе. При этом текст выступает как "обучающая программа", а роль тренажера выполняет мозг читателя.
Для проверки этой гипотезы психологи провели эксперимент. 166 подопытных субъектов случайным образом разделили на две группы и одной дали прочитать рассказ Чехова "Дама с собачкой" (разумеется, в переводе), а другой - текст такой же длины, с изложением тех же происходящих в рассказе событий, но в "документальном" стиле. Подробные психологические обследования до и после чтения показали, что прочтение чеховского рассказа несколько изменило личность читателей. Каждый из них временно стал чем-то эмоционально похож на того или иного персонажа рассказа. Читавшие изложение психологически не изменились.
Это всего лишь прочтение одного рассказа, а тот, кто регулярно читает художественную литературу (желательно, конечно, уровня Чехова!), наверняка меняет свою личность, считают авторы исследования. Писатели специально или интуитивно стараются заставить читателя идентифицировать себя с тем или иным героем, это и приводит к некоторому изменению психики читателя. Романы, новеллы, повести, рассказы, поэмы, драмы, а в детстве - и сказки учат нас жизни, проигрывая на "компьютере" нашего мозга всевозможные жизненные ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий