четверг, 30 марта 2017 г.

Свердловские бренды: игрушки «Радуга»

На этих игрушках выросло не одно поколение советских детей. Девочки мечтали получить в подарок кухонный гарнитур «Анютка» — совсем как настоящий! А мальчики стремились собрать полную коллекцию игрушечных автомобилей — от старинного «Фаэтона» до различных модификаций грузовика «Урал»… Ещё один легендарный бренд Среднего Урала — игрушки верхнепышминского производственного объединения «Радуга».
Правда, изначально оно называлось Верхнепышминский инструментальный завод № 10 и выпускало отнюдь не игрушки, а стиральные доски, алюминиевую посуду, скобяные изделия…
Но когда послевоенный голод отступил, в стране задумались о вещах менее прозаичных. Подрастали дети, которым нечем было играть. Фабрики по производству игрушек тогда работали только на западе СССР — в Ленинграде, Москве и Минске, поэтому на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке детская игрушка была в страшном дефиците. В 1952 году свердловский облисполком обратился в Совет Министров РСФСР с предложением организовать на Верхнепышминском металлозаводе производство металлических игрушек. 26 декабря того же года соответствующее постановление было подписано.
Первые игрушки — каталки — появились на свет в марте 1954 года. Пышминцы сделали их по образцу изделий Московского завода игрушки и с использованием оснастки Ленинградского завода. Очень скоро — во второй половине 1950-х годов — уральцы начали выпускать собственные модели: грузовик, самосвал, детское металлическое ведёрко, украшенное сюжетами их русских сказок, и даже самолёт-моноплан с вращающимся пропеллером…
Облисполком не ошибся — пышминцы смогли создать яркую, крепкую и безопасную игрушку, которая сразу стала пользоваться огромным спросом. В 70–80 годы прошлого века (золотой век «Радуги») предприятие ежегодно выпускало более 10 миллионов игрушек! Продукция поставлялась в 23 страны, причём не только социалистические (Чехословакия, Болгария, Куба, Польша), но и в западные (Франция, Англия, Италия, Дания). И нигде не залёживалась.

Для девочек

Авторам игрушек помогали и собственные дети. Ведущий конструктор Раиса Дёмина воспитывала дочь и, естественно, думала о том, какие игрушки будут интересны её ребёнку. В итоге на свет появился знаменитый кухонный гарнитур «Анютка» — мечта всех советских девчонок. Он состоял из трёх секций: газовая плита, кухонный шкаф и кухонная мойка. Все они выглядели как настоящие, более того — они даже функционировали! Из краника бежала вода (для этого имелся небольшой бак), а плита благодаря батарейкам и лампочкам имитировала горение. В 1960 году Раиса Дёмина за разработку этого гарнитура получила серебряную медаль ВДНХ.

Кухонный гарнитур «Анютка» выпускался в нескольких цветах, но голубой — самый популярный. Изделия «Радуги» сегодня можно увидеть в Верхнепышминском историческом музее и в Музее детства в Центральном детском магазине в Москве . Фото: Александр Зайцев

Вскоре набор для девочек дополнили холодильник «Снежок» (внутри — полочки и лампочка, работавшая от батареек) и стиральная машина. Производилось также несколько разновидностей кукольных колясок. Будущих хозяек с детства в игровой форме приучали к труду — в этом скрыта одна из важнейших функций пышминских игрушек. «Игрушка предприятия была не просто забавой, а помощником в воспитании подрастающего поколения страны», — сказано в рекламном каталоге «Радуги», который хранится в историческом музее Верхней Пышмы.

Для мальчиков

Но основной ассортимент «Радуги» составляли различные движущиеся механизмы: гоночные и легковые машинки, самосвалы, мотоциклы, самолёты, танки… Были даже бульдозер с пультом дистанционного управления и космический дисколёт «Аэлита». Игрушки, которые имели реальный прототип, напоминали уменьшенную копию своих «взрослых» братьев — и этим особенно нравились детям.
Главной изюминкой долгое время оставались жестяные автомобили «Урал». Эта серия стала самой массовой в истории предприятия, «Уралы» на «Радуге» выпускали около 30 лет.
 Среди легковых авто особый интерес у детей вызывали машинки «Триг» с одной неповторимой особенностью — рулевым управлением. На крыше модели была специальная «шишечка», крутя которую, можно было поворачивать передние колёса. На базе «Трига» тоже выпускалась целая серия: «Вираж», «Хорда», «ГАИ», «Милиция», «Скорая помощь», «Техник», «АЗС»… 
Одна из модификаций грузовика «Урал» — автофургон с раздвижными дверцами. Фото: Александр Зайцев

Сегодня объединение «Радуга» не существует: после кризиса 90-х оно вошло в состав УГМК. А та в 2004 году выпуск игрушек остановила: нерентабельно. Отечественная металлическая игрушка не смогла противостоять хлынувшим из Китая дешёвым конкурентам.
Источник "Областная газета".

Комментариев нет:

Отправить комментарий