Некоторые литературные произведения являются плодом творчества двух и даже более авторов, которые этого не скрывали, но фамилии свои иногда заменяли псевдонимами.
Самым ярким примером из этой области является сотрудничество авторов "Золотого теленка" и "Двенадцати стульев" Ильи Файнзильберга и Евгения Катаева, которых мы знаем как Ильфа и Петрова. Это было настоящее творческое содружество, хотя их высказывания на этот счет и проникнуты юмором: "Очень трудно писать вдвоем. Надо думать, Гонкурам было легче: все-таки они братья. А мы даже не родственники. И даже не однолетки. И даже различных национальностей: в то время как один - русский (загадочная славянская душа), другой - еврей (загадочная еврейская душа)... Итак, работать нам трудно. Совершенно непонятно, как это мы пишем вдвоем".
Правда, в "Двойной автобиографии" (1929) уже нет упоминания о мнимых трудностях: "Интересующимся мы можем указать на пример певцов, которые поют дуэтом и чувствуют себя при этом отлично".
Вскоре коллективный псевдоним Ильф и Петров приобрел такую известность, что они перестали подписываться этими именами отдельно. "Евгений Петров и Илья Ильф уже не существует как два писателя, - говорил первый из них. Я - часть Ильфа, он - часть Петрова. Вот почему каждый опус, созданный индивидуально, вне этого содружества, я подписываю Евгений Петрович или Иностранец Федоров".
Свои общие фельетоны они не раз подписывали и одной фамилией: Коперник, А. Старосольский, Франц Бакен-Бардов, Виталий Пселдонимов, Холдный философ (по аналогии с "холодным сапожником"), Дон Бузилио (нарочито измененное имя одного из персонажей "Севильского цирюльника"). В подписи Толстоевский был намек на двойное авторство: фамилии двух классиков переплелись.
Комментариев нет:
Отправить комментарий