Общий вид Екатеринбурга второй половины XVIII века. Репродукция с гравюры М. Махаева |
27 марта 1721 года, 295 лет назад, в донесении
В.Н.Татищева и И.Ф.Блюэра в Берг-коллегию предлагалось восстановить
"ближайший" торговый путь из европейской России в Сибирь через
Екатеринбург.
Екатеринбург
расположился на естественном, наиболее удобном пути через Уральский
хребет из России в Сибирь, более того Екатеринбург оказался в центре
горной промышленности Урала. Но город почти не пользовался выгодами географического положения. Естественный перекрёсток на пути из России в Сибирь стоял на засове, а официальный, дозволенный путь пролегал по старинной Бабиновской дороге от Соли Камской на Верхотурье.
Карта России 1749 г. |
Дорога через Верхотурье была по словам
В.Н.Татищева "далека и многотрудна". Он возмущался: "Через Верхотурье проложеннная дорога как российскому, так и сибирскому купечеству далека и так многотрудна, что большая часть года к проезду возами не способна, и купцы принуждены товары свои верхом на вьюках возить и платят с пуда по полтине и более. И сверх того, когда лошадь упадёт в грязи, то подмочением дорогих товаров в крайнее разорение впадали. Сверх же того верхотурские воеводы, видя себя от главного надзирания во отдалении, а купечество принуждено яко в сети в одно токмо оное место ехать, многими образы приметываяся, купцов грабили и разоряли... Купечество принуждено было (от) торгу отстать или искать способов и провозить товары чрез Башкирь и другими заповедными дорогами, отдавая себя в страх крайней гибели..."
Парадокс ещё был в том, что, хотя проезда через Екатеринбург не было, Екатеринбургская таможня исправно существовала, и пошлины с проезжего купечества взимались исправно.
Борьба за короткий торговый путь
продолжалась не одно десятилетие. Только в 1763 году Верхотурская
застава была уничтожена.
Ирбитская ярмарка |
Комментариев нет:
Отправить комментарий