Фраза Остапа почти без изменений перекочевала в роман из дневника Ильфа, который вместе с Петровым побывал в Пятигорске в июне 1927 года.
В классическом комментарии Ю. Щеглова к дилогии о великом комбинаторе литературный источник фразы Остапа - лермонтовские "Стансы" (1831): "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, / Как пир на празднике чужом". Имя Лермонтова тесно связано с Пятигорском, а лермонтовские мотивы неоднократно появляются в "кавказских" главах "Двенадцати стульев".
Однако само выражение "праздник жизни" принадлежит Пушкину: "Блажен, кто праздник Жизни рано / Оставил, не допив до дна / Бокала полного вина" ("Евгений Онегин").
Сумрачная окраска "праздника жизни" идет от французской поэзии, откуда попало к нам это выражение. Выражение это ввел Никола Жильбер в "Оде, написанной в подражание многим псалмам" (1780): "На жизненном пиру, злосчастный гость, /Однажды появился я и умираю". Ода была написана за несколько дней до смерти поэта, не дожившего до 30 лет, отсюда ее второе название: "Прощание с жизнью".
Но и у Жильбера был предшественник - древнеримский поэт Лукреций. "Гость на жизненном пиру" появляется в его поэме "О природе вещей".
Однако возможен еще один, вовсе не стихотворный источник фразы Остапа. У Герцена читаем: "Не все приглашены природой на пир жизни". В другом месте Герцен указывает автора этой мысли: "... неприглашенные на пир жизни, о которых говорит Мальтюс [т. е. Мальтус]" ("С того берега", 1858).
Томас Роберт Мальтус, английский экономист, знаменит прежде всего своим "Опытом закона о народонаселении" (1798), в котором сформулирован так называемый "закон Мальтуса": "Население возрастает в геометрической прогрессии, а средства пропитания - только в арифметической". Во 2-м издании "Опыта..." (1803) появилась еще одна броская сентенция: "Человек, явившийся в уже занятый мир, если родители не могут его прокормить и если обществу не нужен его труд, не имеет права требовать для себя даже крох пропитания, ибо он совершенно лишний на этом свете. На великом пиршестве Природы для него нет прибора".
Это высказывание получило скандальную известность, и в следующих изданиях книги автор его снял. Но именно оно, наряду с "законом Мальтуса", цитируется чаще всего.
Для гуляющих по "Цветнику" Остапа и Кисы "не нашлось прибора" на пиршестве жизни. И сверху взирает на них не только тоскующий Лермонтов, но и безжалостный Мальтус.
Из журнала "Читаем вместе".
Комментариев нет:
Отправить комментарий