В череде товаров, ставших гордостью области, самый известный — это ирбитский мотоцикл с коляской «Урал». Его знают не только в
России. Ценители мототехники во многих странах мира без ума от него — за
то, что в его облике многое сохранилось от старого армейского
аскетизма, за полное равнодушие к качеству дорог и сервису, за нежелание
жить в «ногу со временем».
Три любопытных факта об «Уралах»
- Советские байкеры из всех мотоциклов страны выделяли именно «Урал» — так как он выглядел более агрессивно, а также громко и красиво «рычал».
- В 1992 году на мотоциклах «Урал» было установлено три мировых рекорда, которые включены в Книгу рекордов Гиннесса.
- Иракские повстанцы монтируют на колясках «Уралов» (доставшихся им от армии Саддама Хуссейна) установки противотанковых ракет. Командование войск США очень недовольно получившейся техникой.
В 1940 году, когда у нас запускалось производство, Советский Союз был
с Германией в хороших отношениях и немцы передали нам и лицензию, и
чертежи.
Принимая решение о выборе прототипа для советского армейского
мотоцикла, наши спецы тогда рассматривали и другие варианты:
американские машины, английские, те же немецкие (например, более
технологичную в производстве модель «БМВ» под индексом R-12, которая
позднее стала основной в частях вермахта). Но, как показало время,
именно R-71 оказался наиболее удачным, в том числе и потому, что хорошо
подходил для дальнейшей модернизации.
Поначалу выпуск советского
армейского мотоцикла с коляской развернули в Москве, но осенью 1941 года
(после стремительного продвижения немецких войск к столице)
производство решено было перенести на Урал. Первый эшелон с
оборудованием прибыл в Ирбит 19 ноября 1941 года. Станки разместили на
площадях бывшего… пивоваренного завода. А спустя всего три месяца — 25
февраля 1942 года — была выпущена первая партия машин.
Первые
ирбитские мотоциклы мало отличались от своего немецкого прототипа: у них
был, по сути, тот же оппозитный двухцилиндровый двигатель объёмом 746
кубических сантиметров, развивающий мощность в 22 лошадиные силы.
Благодаря нижнему расположению клапанов в цилиндрах он здорово тянул на
«низах», преодолевал любое бездорожье. Те немногие изменения, что
появились, были продиктованы условиями производства и эксплуатации
машин: на М-72 спицы колёс стали толще, бензобак вмещал не 14 литров
бензина, как у немецкого мотоцикла, а 22.
В
1955 году военный заказ был передан Киевскому мотоциклетному заводу
(тот выпускал машины под маркой «Днепр»). Уральцам не оставалось ничего
другого, как переключиться на гражданских потребителей. И именно в этом
сегменте рынка ирбитские мотоциклы добились невероятного успеха.
Первой гражданской моделью была М-72М.
М-72 выходит после заводской сборки |
Это была настоящая рабочая лошадка. В деревнях, малых городах этот
мотоцикл в прямом смысле выполнял функцию лошади: копну сена или мешки с
картошкой привезти — пожалуйста, на рыбалку — легко. Вёз куда угодно!
Поначалу ирбитские мотоциклы не
имели своей марки — только буквенные обозначения. Первой машиной с
именем была модель М-61 — она называлась «Ирбит».
И только в 1961
году, когда вышла модель М-62, у ирбитских мотоциклов появилось название
«Урал». Тогда же развернулось широкосерийное производство мотоциклов.
На снимке: эпизод из легендарного советского фильма «Берегись автомобиля!» (1966) |
На
«Уралах» в 60-х годах прошлого века ездили милиционеры. И в этом
качестве — милицейского мотоцикла — «Урал» часто снимали в кино.
Самой массовой моделью за все годы был
мотоцикл М-63. Он выпускался 8 лет: с 1963-го по 1971-й.
Миллионный мотоцикл
ирбитчане выдали в 1975 году, двухмиллионный — в 1985-м, трёхмиллионный
— в 1993-м. Самое большое количество мотоциклов — 131 тысяча — было
выпущено в 1992 году. Дальше пошло снижение производства: 1993 год — 121
тысяча, 1994 — 68 700, 1995 — всего 11 700. Главная причина — не стало потребителя.
Когда в начале 90-х годов отпустили цены, а зарплаты упали, сельским
труженикам и жителям малых городов уже было не до покупки нового
мотоцикла, большинству на жизнь денег не хватало.
Ирбитский завод всё же сумел сохранить своё профильное производство и
свою марку. Сегодня это единственный в России завод, выпускающий
отечественные мотоциклы.
По материалам "Областной газеты".
Комментариев нет:
Отправить комментарий