35 лет назад, в журнале "Дружба народов" (1976, № 1) появилась повесть Ю. В. Трифонова (1925-1981) "Дом на Набережной". Это стало событием: первое произведение о "сталинской эпохе" со времен "оттепели".
190 000 экземпляров журнала "Дружба народов" разошлись мгновенно. Вскоре журнал стало невозможно достать в библиотеках. На черном рынке номера с повестью шли за очень высокую цену. Автора забросали просьбами прислать экземпляр, в итоге у него остался единственный.
Сам Трифонов был удивлен мгновенной публикацией "Дома на Набережной". Разрешение было получено через три дня после передачи рукописи. Когда повесть вышла через несколько месяцев, Трифонов увидел, что цензура не изменила ни строчки.
Главная тема "Дома на набережной" - это всесокрушающая, перемалывающая человеческие жизни сила ударов судьбы, хода времени, чей образ как бы олицетворен в неподвижной и неколебимой громаде серого многоэтажного каменного здания, величественно возвышающегося в одном из самых респектабельных мест набережной Москвы-реки. Он стоит на острове, с обеих сторон его обтекает река. С затверделым и неизменным равнодушием серая громада, будто корабль, плывет через годы и десятилетия. Своего рода "ноев ковчег", омываемый волнами времени...
В повести прослежены характеры и пути людей, чье детство и последующая жизнь связаны с этим жилым зданием, в облике которого легко угадываются черты так называемого "дома правительства" на Берсеневской набережной (кстати, здесь прошли детские годы и самого Ю. Трифонова).
В. Аксенов назвал Трифонова уникальным писателем, утверждая, что он единственный среди советских писателей научился писать в такой манере, что мог изобразить в своем произведении все, что хотел, не компрометируя себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий