вторник, 15 декабря 2015 г.

Новогодние открытки военных лет

Был в истории нашей страны короткий период, с 1920-го по 1935 год, когда пытались "искоренить" обычай ставить новогодние елки. Молодая Советская власть отнесла ее к буржуазным предрассудкам и к "поповским пережиткам" - елка-то называлась рождественской, то есть связана с религией. Но она никак не искоренялась - люди продолжали и украшать елки, и по старинку встречать возле них Новый год.
С 1936 года новогодний праздник вернулся к нам во всей полноте.
 Елка вернулась - а новогодние открытки почему-то долго еще не печатались - они появились только в декабре 1941 года, после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Было принято решение именно с их помощью широко известить народ об этой победе Красной Армии. Открытки с новогодними сюжетами привозили в действующую армию, их просто показывали детям и взрослым в тылу. Они стали сильным агитационным средством. В них отражалось то тяжелое военное время. 
Поначалу задуманная как новогодняя, открытка, извещающая о победе под Москвой, расширила свою тематику и назначение. Открытка призывала равняться на великих полководцев прошлого - Кутузова, Суворова, Александра Невского. Открытка сообщала о том, что снята блокада Ленинграда, освобождены от немцев города России, Украины, Белоруссии, Прибалтики. 

Почтовые открытки военного времени объединяли фронт и тыл. Единение фронта и тыла было очень важным для нашей победы. Почтовые открытки были вестниками надежды. А открытки с фронта укрепляли дух тружеников тыла, побуждая их работать с утроенной энергией, чтобы советские солдаты ни в чем не нуждались, во имя победы над страшным врагом...
Открытки военных лет сегодня уже стали редкостью. Их хранят в семьях вместе с письмами, которые писали с фронта отцы, деды и прадеды. Это наша история. 
В уходящем году мы отметили 70-летие Великой Победы, завоеванной ценой огромных жертв, но показавшей миру мощь и величие духа нашего народа. Об этом свидетельствуют и скромные документы военной поры - новогодние открытки тех лет.
Из декабрьского номера журнала "Наука и религия".






 

1 комментарий: